Блог

Рассказ о стажировке на ферме ННТ во Франции

С разрешения автора /duchesshorsesport делимся ее впечатлениями о поездке на ферму ННТ во Франции.

Приезд:

«Я в очередной раз очарована Францией! А #Гасконь просто волшебная! Невероятные поля, холмы, старинные каменные фермы, городочки и огромное количество интереснейшей информации от местных жителей, радушный приём и вкусное вино! На ферме живут 2 лизучии собаки и 19 лизучих лошадей😂 старшая кобыла встретила меня как только я зашла за ограждение. Ни тени недоверия, страха или смущения — только интерес!»…

…»Эти люди для меня с первых минут находятся на недосягаемом уровне по своему отношению к животным ибо они переехали из Шотландии в Гасконь, привезя с собой 13 голов, потому что лошадям там климат не подходил! Понимаете?! Людям подходит, а лошадям мокро! И это все на полном серьёзе! В общем мне на этом месте стало стыдно! Стыдно не за то как живём мы или наши лошади (это дело каждого и никого осуждать я не собираюсь), стыдно за уровень мышления (по крайней мере моего)!»

День 1:

«Только что выползла я со своего первого занятия! Хорошо, что заранее почитала книжку, иначе было бы совсем сложно! Видео пока не делала, потом будут. Что хочу сказать — от такой техники в России бы закидали тухлыми яйцами, в том смысле что выглядит это так как мы считаем, что это плохо! Но знаете что — я ездила на 19-ти летнем коне, который благодаря такой технике двигается гораздо лучше, техничнее и явно охотнее, чем многие! И несмотря на то, что меня болтает и шатает в седле, а что делать с ногами я вообще не понимаю, но управления от корпуса и моих хилых ног оказалось гораздо больше, чем я предполагала! Ощущения совсем новые, но очень классные! Про суть метода пока писать не буду — учу матчасть😀 «…

«…Кони очень разные! Большинство лошадей на реабилитации после спорта или ламинита и навикулярного синдрома! Не на всех ездят, конечно! Тут главная идея в естественном содержании! Лошади без мышц тут — пенсионеры! Я на таком сегодня ездила — у нас его бы списали со счетов, а тут он в ранге учителя! Нагрузка у него была небольшая, конечно! Вообще подход здесь совсем другой к лошадям! Например от ламинита тут лечат травой с низким содержанием сахара и постоянным движением по пастбищу! И вылечивают, кстати! Овсом и прочим не кормят, только сено, трава и подкормки по состоянию здоровья!»..

День 2:

«Расскажу сегодня о холистическом (естественном) подходе к содержанию лошадей, который практикуется на этой ферме. Смысл такого подхода в том, что лошади нужно создать максимально естественные условия содержания, относительно тех, которые эволюционно ей свойственны — длительная медленная ходьба на большие территории, разнообразие рельефа, общение с сородичами, разнообразие травы. В таких условиях у лошади максимально реализуются её естественные физиологические и ментальные потребности! При конюшенном содержании (любом, в любой стране) лошадь лишена главного — движения и свободы выбора! Мы решаем за неё когда и сколько гулять, с кем гулять, что и когда есть, где спать и пр. В зависимости от «строгости» режима возникают физиологические и психологические нарушения, которые мы называем «плохим характером» и лечим разные болезни кучей лекарств. На этой ферме почти все лошади изначально или с психическими или физическими травмами — агорафобией, комой, ламинитом, травмами ног и позвоночника. Ламинит в хронической фазе излечивается тут за 3 месяца, агорафобия за 2, лошади с травмами бегают по склонам как сайгаки) они не едят концентраты, витамины в виде сушеного чеснока и гранулированной витаминизированной подкормке в количестве примерно 4-5 кг на весь табун 1 раз в день — кормят с рук всех вместе из ведра! Ощущения волшебные, когда 7-8 носов одновременно тебя обступают и тычутся в руки! Только у одной лошади, которая приехала недавно ещё осталась агрессия к людям, но она просто показывала, что её трогать не надо! Остальные активно идут на контакт! Здесь живут кобылы, мерины и жеребцы все вместе. Лошади сами разбиваются на группы по интересам и бои не устраивают. Да, в нашем представлении они худые, но у них нет кроликов и ХОБЛа и их диагнозы излечимы, на большинстве или ездят или начинают ездить.»

«…Жеребца последнего увезли месяц назад. Было их 2, один спокойный, другой кобыл доставал😀 хозяйка говорит «жалко, что увезли», типа все так естественно) но гемор тоже был😂 у них здесь подход ко всему попроще, конечно! Например, на 19 голов нет ни одного конюха! Хозяйка и её муж, который периодически ездит на тракторе😂»

День 3:

«Гасконь — Родина д’Артаньяна и Генриха Навварского, тут старинные городочки, построенные из известняка, деревни на 3 дома и великолепные бескрайние поля и холмы! Тут почти нет людей. Местные фермеры машут тебе рукой, проезжающие мимо в машинах люди открывают окна и кричат «бонжур»! Тут время не имеет значения — ты все успеешь, расстояние измеряется километрами, местные собаки бегут с тобой гулять, а лошади радостно гугукают! Здесь можно просто быть собой! Так что если вам нравятся сельские пейзажи, долгие прогулки по полям и холмам с завораживающими видами, то #окситания покорит ваше сердце! Теперь я понимаю почему в 18 лет д’Артаньян рванул на подвиги в Париж, а посетив заброшеную деревушку #Базьян #bazian вы ощутите как жили в средние века!»

«Недавно был задан вопрос о мышцах спины, который я решила сегодня прояснить, так как ездила на лошади совсем без мышц спины, которые мы все имеем в виду! Фото коня размещать не буду) на мой вопрос не вредно ли это — был удивлённый взгляд и однозначный ответ, что в данном случае нет! Потому что если лошадь правильно работает спиной, её верхняя линия расслаблена и эти мышцы грубо говоря ничего не держат, а работают абдоминальные мышцы живота. Так же работают глубокие мышцы спины, которых мы не видим и мыщцы ног, а с этим у коня проблем нет) на практике конь в свои 20 лет изумительно двигается в положении вперёд и вниз, со сгибанием, активно работает задом! Определённый дискомфорт для него создаёт только короткий момент пока неумелого моего перехода со строевой рыси на учебную (примерно в 1-2 темпа), так как посадка очень сильно отличается от той к которой мы привыкли и мне пока не всегда удаётся сразу правильно сесть»…

«…Это очень специфическая техника, в основе которой лежит управление мышцами живота и таза! Направлена техника на растяжение и сокращение лошади, подведение зада, сгибание и правильный сбор не от воздействия поводом и хлыстом, а от работы мышцами живота, посадки и ног. По идее видно вообще не должно ничего быть😂 »

День 4:

«По многочисленным просьбам рассказываю — французского я не знаю и общаюсь по-английски. Хозяйка фермы — Габриэль. Её семья родом из Шотландии и во Францию она с родителями переехала 15 лет назад. Папу её, который возит меня по магазинам и экскурсиям, я понимаю прекрасно, маму похуже, а вот саму Габриэль крайне плохо и её произношение меня доводит😂😂 обсуждаем не только лошадей, а все что попадётся, я для них страшная экзотика).»

«Живу я в гостевом доме, готовлю сама, но во Франции с этим проблем нет, так как продукты тут отменные! Моё меню — крем брюле и яйца на завтрак, 3 вида сыров, лосось солёный, хамон, фуа-гра, хлеб, спагетти, картофельные шарики, шоколад, вафли, вино и сидр) это мой набор на 5 дней, за который я заплатила в супермаркете 40 евро. На мой взгляд не дорого, чуть меньше, чем 2 похода в местный ресторан.»

«Габриэль в седле с 3 х лет, является членом Британского конного общества, её сестра ветеринар, а методику которую она практикует использует более 15 лет. Основана она на трудах нескольких мастеров классической выездки, но основной из них — Чарльз де Кюнффи. Основана система на физиологии лошади, биомеханике её движений и адаптации посадки всадника под естественные движения лошади»

День 5:

«Вы когда-нибудь ездили на лошади уровня Гран при? Я теперь ездила на двух) знакомьтесь — Зу-Зу и Лу-Лу)) настоящие их имена повторить не могу, но так как они на пенсии, здесь их зовут именно так! Лу-Лу честно пытался проверить меня на прочность и высадить на забор) это теплокровная лошадь какой-то местной породы, очень не привычной конструкции — рослый, очень мощный, с длинными мышцами и очень длинной шеей! Невероятно ласковый и общительный парень!»

«Зу-Зу самый старший из всех, безумной отдатливый конь, которой доставил мне сегодня самое большое удовольствие, которое я когда либо получала верхом, ибо ТАКОЙ рыси у меня никогда не было и я не представляла, что ТАКОЕ вообще может быть! Надеюсь видео этого волшебства мне в скорости пришлют! А пока мои тренировки во Франции закончены, 5 дней пролетело в одно мгновенье, я буду безумно скучать по ферме, мальчикам, девчонке Джинни, которая все время лезла дружить, собачкам Отто и Молли и полям! Огромное спасибо Габриэль и её родителям за тёплое общение! Но я не унываю, завтра лечу в Лиссабон, а сюда ещё обязательно вернусь! Про гимнастическую верховную езду напишу в следующем посте, я почти к этому готова)»…

О системе и принципах гимнастической езды ННТ:

«Движение лошади происходит за счёт кольца постуральных мышц, которые обеспечивают непрерывную передачу энергии, идущей от зада. Вектор движения энергии направлен вперёд. Спина расслаблена и приподнята, шея и голова расслаблена и направлены вперёд и вниз (не обязательно отпущены так сильно как на фото) , зад подведен, мышцы живота напряжены. Это положение естественно для лошади и обеспечивает наилучшую проводимость. Теперь добавьте к этой картинке ещё одну мощную силу, весом примерно 50-60 кг. — всадника. Что может всадник? Он может вывести систему из равновесия разнонаправленными действиями и рассеять энергию лошади, а может усилить ее. Посмотрим теперь на баланс всадника — сидит с упором на переднюю часть таза, спина прогнута в пояснице и напряжена, как правило напряжены плечи и шея от напряжения в спине. Живот расслаблен. Пятка вниз, колено прижать для обеспечения контакта — нога напряжена от бедра до пятки. Вектор движения всадника направлен вверх и назад! Чувствуете в чем подвох? Мы используем для езды противоположное кольцо мышц с противоположным вектором направления силы. Мы боремся с лошадью, выводим её систему из равновесия, а потом исправляем это за счёт повода и ног, но задействуем при этом дополнительные ресурсы и мышцы лошади, получая только внешний результат! Гимнастическая езда это техника, при которой всадник находится в единении с лошадью, их мышечный контур и вектор полностью совпадает! Эта техника направлена на естественное развитие мышц и движений лошади и ее ментальное расслабление. Это гимнастика, которая нужна при подготовке любого спортсмена в любой дисциплине. Эта техника не является универсальной и не будет применяться в спорте (при выступлении в конкуре или ездах) , но она универсальная для поддержания здоровья лошади, реабилитации и ежедневного обще физического тренинга! О том как это выглядит, читайте далее»….


«Как бы странно не казалось, но это практически идеальная посадка для гимнастической ВЕ! Мне немножко не хватает пока растяжки ноги назад».

«…Стремена высокие потому, что ногу нужно держать гораздо сильнее назад! С более длинными это не получится. Просто ногу надо ещё растянуть) первые 2 часа страшно не комфортно, а потом понимаешь насколько на самом деле это удобно!… ну и смысл в том числе в том, что надо округлить спину и довольно сильно завалиться назад!»..

«Цель — включение в работу того же контура мышц всадника, что и у лошади. Попа опущена глубоко в седло, спиной касаемся задней луки, таз подогнут под себя, поясница и плечи расслаблены, нога согнута в колене и отведена максимально назад за диафрагму лошади, отсюда она будет делать выталкивающие движения — внутрь-вперёд. Колено НЕ прижато сильно, но нога все время в лёгком контакте. Руки согнуты в локтях, локти прижаты. Вообще первых занятий 10 надо бы ездить без рук, на корде. Спина и плечи сильно назад, центр тяжести опущен в бедра. Когда лошадь движется, её зад начинает выталкивать таз всадника вперёд. Возвращать плечи на место будет исключительно напряжение мышц живота. Никаких обратных движений мышцы таза совершать не должны! Управление движением лошади идёт за счёт напряжения мышц живота, косых мышц живота и мышц таза. Нога играет поддерживающую, выталкивающую и балансирующую лошадь роль. Мышцы таза осуществляют растягивающую, сокращающую и собирающую лошадь функцию, балансируют её, предотвращает излишнюю ротацию в плечах (то что на фото я смотрю вниз, как раз результат визуального контроля за уменьшением ротации плеч. С опытом смотреть уже не буду, это надо чувствовать). Ощущения такие, что вы с лошадью двигаетесь как единый организм! Изменением положения плечей всадника, и определённым напряжением постуральных мышц меняется ритм и рамка, подводится зад. Принцип техники — давление и уход от него и лошадь интуитивно понимает команды всадника, если они подаются чётко! Очень заметно, что такая техника лошадям нравится и они активно включаются в работу! »

«Моей печали нет предела, я улетаю из Франции и перемещаюсь в #лиссабон в школу #классическаявыездка… Буду скучать очень, но вернусь обязательно) сижу в шикарном аэропорту Тулузы. С вокзала до аэропорта меня на такси довёз какой-то мужчина с 2-мя дочками, сказал, что автобус ждать долго😂 я была тронута! Французы местами удивительные люди и ещё на юге Франции удивительные пейзажи!»

И в заключение:

«Я сюда попала намеренно) наткнулась сначала на группу В Контакте, потом вышла на сайт, купила книжку, списалась и решила ехать! Мне интересна тема здоровья лошади, её содержание и физиология езды! Мне категорически не нравится то, как я езжу потому, что это не те ощущения, которых я хотела добиться и это огромная нагрузка на спину лошади, её рот и психику, если хочешь что бы лошадь действительно двигалась, а не телепалась!»

На ферме я нашла то, что искала — и ощутила как это, когда всадник помогает лошади двигаться в удобной ей рамке — они называют это postural engagement! Я никогда раньше не испытывала такое чувство лёгкости и динамики у всадника и лошади! Слезла с коня со слезами на глазах) а лошадке 20 лет и пока я не поняла, чего от меня хочет тренер эта лошадь подо мной вообще не шла. Он ходит в настоящем сборе легко и это у него типа разминка) все боковые — играючи! Да, он эти элементы знает так как раньше был большепризным, но после спорта он не пускал себе на спину никого в течении нескольких лет! Так же со вторым конём, который уйдя из спорта не разрешал брать повод и трогать его бока! Когда я села на нём в обычную посадку, то практически была высажена на забор, потому что в отличие от меня он то разницу уже понимал))»

P.S. «А я сижу такая вся…. Сижу потому что табун ушёл на другую сторону холма и конь, на котором предполагалось я буду ездить один оставаться категорически не захотел! Мы прошлись пару километров по пастбищу и привели к нему еще 2 х лошадей, но как только отпустили их с верёвки, они с диким ржанием ускакали в голубую даль😂 хозяйка в шоке, а для меня это новый опыт))»

Если у вас есть вопросы, их можно задать Анастасии в Инстаграме www.instagram.com/duchesshorsesport

По вопросу поездки на ферму ННТ во Франции и по любым другим, связанным с ННТ, смело обращайтесь в любое время!

Размышления о расслаблении

вести или прислушиваться?

Когда лошадь, с которой мы работаем, вдруг напрягается, ее последующее расслабление напрямую зависит от нашей реакции.

Ганноверской кобыле Джинни 6 лет. Она уже знала корду и довольно стабильно на ней работала, когда мне пришлось сделать перерыв в тренировках из-за рождения дочери. Сразу скажу, что не сожалею о том, что не успела ее заездить до этого момента, так как за время вынужденных каникул кобыла успела повзрослеть и оформиться.

Теперь, когда у меня вновь появилось время на регулярные тренировки, я столкнулась с тем, что она то и дело напрягается во время работы.

Когда Джинни расслаблена, она прекрасно работает — великолепно тянется вперед и вниз, равномерно сгибается, двигается в стабильном ритме и несет себя в балансе. Когда же она напрягается, то прогибается в спине, задирает голову и валится внутрь, теряя сгибание. Удерживать стабильный контакт становится сложно, она то и дело ускоряется и тянет к воротам.

Иногда ее напряжение провоцируют очевидные вещи — ее может отвлечь шум или табун, но бывает, что видимая причина отсутствует. Очевидно, ее напрягает просто то, что я увожу ее от друзей или что-то требую. Я никак не пойму, почему плац вызывает у Джинни такую реакцию, ведь я всегда мягка и деликатна. Когда она чего-то пугается, я всегда позволяю ей оценить серьезность угрозы. Она живет в холистических условиях — круглосуточно в табуне. Возможно, проблему спровоцировал прошлогодний отъезд Камий, когда ее разделили с лучшей подругой Карамбой. Могу предположить, что именно это эмоциональное потрясение вывело ее из равновесия, хотя она всегда была склонна к напряжению.

Мы купили Джинни и Карамбу в одном хозяйстве в возрасте  месяцев, и они все время были вместе.

Джинни по своей природе очень впечатлительна. У нее есть склонность к доминированию и характер, поэтому ей не так-то просто кому-то подчиняться! Безусловно, живя в табуне, лошади привыкают руководствоваться естественными инстинктами, которые отключаются или притупляются при одиночном содержании. Когда таких лошадей изымают из табуна, им требуется время, чтобы свыкнуться с мыслью, что их на время отлучают от друзей, и успокоиться. Естественно, это сказывается на их состоянии.

Человекоориентированность или уступка силе?

Говоря о верховых лошадях, люди часто говорят о «человекоориентированности» и «таланте». Эти качества играют важную роль в оценке современных немецких лошадей, к которым относится Джинни, поэтому ее крови располагают к работе.

Однако, я считаю, что на самом деле речь идет немного о другом: современные заводчики выводят верховых лошадей, которые легко уступают давлению, так как, к моему великому сожалению, это качество сегодня крайне востребовано в спорте и особенно в выездке. От них требуется так называемое подчинение, но не полное смирение. Дело в том, что лошади, которые от рождения спокойны и «человекоориентированы», не имеют той «искры», которую в них хотят видеть спортсмены, а более доминантные лошади с волевым характером сложны в работе. Возможно именно по этой причине методы работы с лошадьми за последние 50 лет стали более силовыми.

Однажды я присутствовала при беседе, в которой обсуждалась покупка молодой лошади, и вывод был таков, что ее нужно заезжать как можно раньше, пока она еще жеребенок, ибо в противном случае она станет слишком сильной и независимой, и с ней будет сложно справляться!

На фото: пример слишком коротких развязок, ставящих лошадь в абсолютно неправильную рамку. Больше всего меня печалит то, что так работает наш детский кумир Франке Слотак.

Правильное гимнастирование невозможно без доверия и расслабления. Лошадь должна по собственной воле доверить вам свое тело, поэтому доминированию и контролю не может быть места в работе. Следуя этой логике, для меня совершенно исключено какое-либо насилие в случае Джинни.

Я просто набираюсь терпения и жду, пока она расслабится и примет плац как безопасное место. Если начать заезжать ее, когда она расслабится и доверится, проблем не возникнет.

преимущества Системы

Я не разделяю расхожего в выездке мнения, что лошадь должна работать каждый день. Я являюсь сторонником качества, а не количества. Я понимаю, что когда лошадь работает постурально, то есть напрягает мышцы кольца, каждый день, равно как и подолгу, ей работать не нужно. Однако, в случае Джинни я подумала, что регулярные, но короткие тренировки, помогут ей свыкнуться с плацем, превратив его в нечто обычное. Поэтому, когда закончилось лето и студенты разъехались, я начала работать ее каждый день — 5 дней в неделю. Очень скоро она начала больше мне доверять и быстрее приходить в себя, если вдруг напрягалась.

Регулярная работа позволила мне проанализировать собственное поведение и реакцию на него Джинни. Этими наблюдениями я и хочу с вами поделиться.

Мы не раз обсуждали вопрос, когда стоит прислушиваться к лошади, а когда нужно брать бразды правления в свои руки. Этот вопрос напрямую связан с темой форсирования в тренинге. Раньше я бы сказала, что, если лошадь напрягается и переключает внимание на что-то иное, нужно дать ей время оценить происходящее и продолжить работу только тогда, когда она придет в себя и вновь сконцентрируется на ваших требованиях. Именно так я и работала с Джинни — она много отвлекалась, а я подолгу ждала, пока она оценит источник опасности и переключится обратно на меня.

В начале тренировки я всегда «слушаю»: медленно провожу ее по плацу, позволяю все осмотреть. Она расслабляется, но это не мешает ей напрягаться на корде. Не так давно я заметила, что, если не обращать на это внимания и продолжать концентрироваться на ее движении, а также настраиваться на нее энергетически, представляя, что мы является одним целым, она быстро приходит в себя и расслабляется.

На фото: Здесь она напряглась и прогнулась, потеряла сгибание и контакт, перестала работать задом.

На фото ниже: через полкруга. Я продолжила концентрировать внимание на ее балансе, прямолинейности и качестве движений, и мы быстро восстановили «связь».

Чем больше я так работаю, тем больше понимаю, что при работе на корде ей важно, чтобы я брала на себя роль лидера, направляя ее и контролируя. Если я «отключаюсь» от нее в тот момент, когда она напрягается, она воспринимает это как если бы я ее бросила. Возможно, лошадям, выведенным для того, чтобы молча терпеть насилие в виде шпор, строго железа, шпрунтов и прочего, просто необходим сильный лидер. Однако правильное гимнастирование не требует применения силы, и мы можем руководить процессом посредством легкого контакта и своевременных подсказок хлыстом.
Настоящим волшебством является энергетическая связь с лошадью, которая лежит в основе нашего подхода. Она позволяет чувствовать и управлять балансом в движении.

ТРевога и Опасения

Как было сказано выше, в основе нашего подхода к работе с лошадьми лежит энергетическая связь с ними. В случае с Джинни я долго думала, почему периодически теряю эту связь и, как следствие, концентрацию. Я поняла, что всему виной мои ожидания. Джинни — первая по-настоящему выездковая лошадь, которая попала ко мне в руки неиспорченной — незаезженной, без «прошлого», без проблем с психикой и здоровьем. Соответственно, мне искренне хочется все делать правильно.

Это стремление влечет за собой тревогу — опасения о возможных ошибках. Опасение — чувство на основе страха, а страх редко ведет в правильном направлении. Для сравнения — Весталь. Еще одна молодая кобыла, очень похожая по темпераменту на Джинни. Это старая фотография. Сейчас она значительно обмускулилась и похорошела.

Весталь несколько лет назад.

До того, как она попала ко мне, ее работали с применением силы, без доверия. В ходе реабилитации мне пришлось очень много слушать. В моменты напряжения я прекращала все свои требования и давала ей возможность свыкнуться с происходящим вокруг. Это помогало ей расслабляться, и со временем она начала мне доверять и перестала всего шарахаться. Это при том, что, как и Джинни, она доминантная кобыла с сильным характером, нуждающаяся в самоуверенном, положительном лидере. Размышляя о том, что Джинни необходим сильный лидер, я неожиданно осознала, что с Весталь, когда та вдруг напрягается, я исполняю именно эту роль. За исключением тех случаев, когда происходит что-то реально необычное, с чем лошадь еще не сталкивалась, я не обращаю внимания на происходящее и концентрируюсь на работе. Моя уверенность позволяет ей расслабляться.

Правда о границах

Все это имеет отношение к теме границ допустимого, о которых мы часто говорим в рамках нашего подхода.

Лошади с прошлым, которые не доверяют людям имеют очень нестабильные границы. В компании человека им не комфортно, поэтому стандартные взаимоотношения не для них. Таким лошадям нужно больше личного пространства и времени, чтобы восстановить нарушенные границы, и нам следует относиться к этому с пониманием. В противном случае возможен как минимум откат назад.

Имея такой богатый опыт с проблемными лошадьми, я невольно перенесла те же правила игры и на Джинни, хотя ее границы не были нарушены, а сильный характер доминантной кобылы поспособствовал их укреплению. Интерактивная связь с лошадью, на которой зиждется гимнастическая работа, требует от нас уважения к этим границам. Нужно все время себя контролировать, чтобы не поддаться самоуверенности и не начать применять силу, и не позволить тревоге заглушить интуицию.

Еще один пример того, как можно концентрироваться на работе, когда лошадь отвлекается… и как это помогает лошади расслабляться.

Очень важно понимать разницу между работой «на грани» и нарушением границ, что происходит, когда в процессе тренинга применяется сила. Основное различие заключается в отношении к ситуации. Спокойствие, терпение, концентрация и способность принимать лошадь и ситуацию такой, какая она есть. Если в момент напряжения лошади мы дадим волю своему нетерпению и эго, начнем расстраиваться или злиться, то нарушим границы лошади и подорвем ее доверие. Работа «на грани» подразумевает глубокое внимание к лошади на физическом, энергетическом и биомеханическом уровнях. Это сродни концентрации на своем теле (например, на дыхании) в процессе медитации с целью прочувствовать настоящее, а не витать в мыслях.

Интуиция выше правил

Джинни еще раз доказала мне, что отношения с лошадью не возможно строить по правилам… какими бы мудрыми они ни были. В конном мире не бывает черного и белого. Чтобы выбрать правильную тактику, необходимо прислушиваться к интуиции, а не руководствоваться «умными мыслями». Нельзя бояться допустить ошибку. С лошадьми все всегда индивидуально, и невозможно сказать, что на напряжение следует реагировать так-то и так-то. Каждая лошадь уникальна, а каждый момент времени динамичен.

Вот выводы, которые я сделала на основании своего прошлого опыта к настоящему моменту:

Если лошадь испытывает стресс из-за того, что чувствует себя в опасности  иными словами, если она чего-то боится, — важно с уважением отнестись к ее потребности оценить опасность. Если же напряжение связано с обычной впечатлительностью или тем фактом, что лошадь забрали из безопасного окружения (табуна), снять напряжение вам поможет концентрация на поставленной гимнастической задаче. В этом случае, если мы уступим лошади и прекратим работу, она может продолжать реагировать как жертва до тех пор, пока не почувствует себя в безопасности (в табуне или в тех условиях, которые ассоциируются у нее с безопасностью ). Если же вы сможете на время работы заменить собой табун, то есть будете ассоциироваться у нее с безопасностью и удовольствием, то сможете помочь ей преодолеть инстинктивную реакцию жертвы и почувствовать, как прекрасен настоящий момент. Вы сможете одновременно прислушиваться к лошади и вести ее.

Габриэль Даро

 

Галилео: обретение прямолинейности и включение зада

Автор: Габриэль Даро

Перевод: Давыдова Ксения

Работать с Галилео, — пробежным мерином арабской породы, — было очень интересно.

Характерное для арабов строение не располагает к продольному вытягиванию и движению от зада, но благодаря упорству его хозяйки Бетани и грамотной подготовительной работе на корде, он все-таки научился двигаться вперед и вниз. Основной сложностью в работе было научить его не торопиться и включать постуральные мышцы, выровнять его относительно линии окружности посредством ведения его бичом в стабильном контакте.

Под седлом было очевидным отсутствие прямолинейности, осложненное старой травмой шеи. Правосторонняя асимметрия, которая обычно выражается в более явном развороте диафрагмы вправо при движении, в его случае сопровождалась совершенно противоположным выталкиванием всадника влево.

Галилео — наглядный пример того, как важно для лошади обрести истинную прямолинейность на вольту, а не компенсировать ее на визуальном уровне.

Это значит, что с вогнутой стороны (справа в случае Галилео) всадник должен сопровождать сгибание лошади, отказавшись от компенсации посредством натяжения внешнего повода и ослабления внутреннего. Мы работали с Галилео, сохраняя мягкий, но стабильный контакт во внутреннем поводе, и полностью отдавая внешний, чтобы он не имел возможности в него ложиться.

В то же время, помимо контакта, важно обращать внимание на свое положение относительно позвоночника лошади. Всадник должен вытягиваться по внутренней стороне (особенно важно в случае Галилео который выталкивал всадника наружу), и ногами (шенкелями) вести лошадь по окружности.

Поначалу Галилео валился внутрь и уменьшал радиус вольта, избегая контакта с внутренним поводом и ища привычной поддержки во внешнем. Было важно не поддаться на провокацию и дождаться того момента, когда он изменит траекторию движения задних ног и включит нужные мышцы. Когда это произошло, он перестал крестить и начал ступать внутренней задней ногой в след внутренней передней. Это позволило ему взять контакт с внутренним поводом, перестав уходить от него за вертикаль. Он стал глубже ступать левой задней ногой под корпус и нести себя в равновесии, перестав вываливаться внешним плечом и упираться во внешний повод. Обретя прямолинейность, он начал нести себя по окружности и увеличивать радиус без поддержки внешнего повода.

Нам пришлось несколько раз повторить этот процесс, так как он не мог подолгу сохранять новообретенное равновесие.

При движении налево нам нужно было научить его правильно сгибаться, не позволяя ему ложиться на внутренний повод, поскольку это не позволяет глубже ступать левой задней ногой под корпус. Нам пришлось активно «массировать» его внутренним шенкелем, чтобы добиться смещения диафрагмы наружу, и поддерживать сгибание внешним шенкелем. При этом мы просили согнуться в шее и затылке внутрь, то и дело отдавая повод, чтобы он глубже ступил внутренней задней ногой под корпус. Возможно, из-за старой травмы шеи и привычки больше вываливать диафрагму налево, ему было проще правильно двигаться налево.
Научившись двигаться прямолинейно в обе стороны, он естественным образом включил зад, поднял спину и округлился под всадником. Поскольку он не привык работать постуральными мышцами, не обладающими должной силой, округдение дается ему непросто, и периодически он закручивается за линию отвеса. Это нельзя считать неправильным, так как это закручивание он предлагает сам, работая постуральными мышцами, а не под воздействием повода.
Бетани молодчина. Она смогла отказаться от управления поводом и переключиться на управление корпусом (постуральное управление). Это было для нее непросто, но она смогла. Управление корпусом позволяет стать с лошадью одним целым, и контроль превращается в партнерство в равновесии.

Бетани лонжирует Галилео. Контакт помогает ему вытянуться вперед и вниз.

Обучение лошади прямолинейности и правильному сгибанию. На первой фотографии — стабильный контакт с внутренним поводом и отдача внешнего сопровождается смещением моего веса внутрь для создания постуральной колонны — оси сгибания.

Вторая фотография — то, к чему мы пришли. Лошадь прямолинейна и двигается от зада. Теперь она может округлять спину и вытягиваться вперед и вниз.

Ищем прямолинейность движением налево.

Примечательно, что грива перекинулась налево, хотя обычно лежит направо. Это признак того, что конь согнулся в «тяжелую» сторону.

Пример положения головы, которое некоторые считают неправильным — нос за вертикалью. На самом деле это всего лишь результат работы постуральных мышц.

Конь хорошо работает задом, что выражается в синхронном выносе диагоналей и возможности отдать повод. По мере того, как постуральные мышцы укрепятся, он сможет выше держать голову.

Галилео демонстрирует проводимость. Мягкий контакт обеспечивает необходимую ему свободу.

Хорошее вытягивание по правой стороне.

Хорошее сгибание налево с телескопическим вытягиванием шеи к контакту. Бетани совершенно правильно держит руки чуть внутрь, направляя его голову и шею, а корпусом просит согнуться.

Прекрасная работа зада.

 

 

Мне больше не нужны послушные лошади

 

Добрые, душевные… Таковы лошади. Им необходима гармония и баланс во всех сферах жизни, покой и мир с собой, сокойствие в табуне и в окружении. При этом я то и дело слышу о проблемах и сложностях, которые большинство людей испытывает со своими четвероногими партнерами. Неуправляемые, дурные лошади… по крайней мере, так о них отзываются. Так насколько естественно такое поведение для лошадей?

Все знают о необходимости регулярного тренинга лошадей, и все следуют этому правилу. Нам всем хочется иметь послушную и беспроблемную в содержании лошадь, что идеально как с позиции человека, так и с позиции лошади. Однако на мой взгляд, мы во многом слишком далеко заходим в воплощении этой идеи. Мы то и дело пресекаем естественное поведение и реакции лошади ради личного удобства. Мы очень часто просим лошадь перестать вести себя как лошадь, потому что нас это напрягает. Ох, если бы лошади спокойно стояли, когда нам это нужно, или шли вперед без лишних вопросов, когда мы их об этом просим… Но это ли нам надо? Это ли то, что вы хотите?

На протяжении многих лет меня впечатляли послушные лошади, потому что мне нравилось их видимое добронравие. Лошадь, которая не пробует то и дело щипнуть травы в процессе работы и не задает вопросов, когда всадник на хочет сесть в седло. Как это, должно быть, просто, думала я. Но однажды мое мнение изменилось, и все, что меня раньше впечатляло, стало вызывать сомнения и вопросы. При ближайшем рассмотрении, я не видела в этих послушных лошадях счастливых, довольных, уравновешенных животных. Безусловно, есть исключения, но большинство этих лошадей не были послушными. Они были замкнутыми, испуганными… отчужденными… Я четко осознавала, что это не то, к чему я стремлюсь. Заглядывая в глаза этим лошадям, я явно видела, что все это было красочной оберткой, под которой пряталась тоска и печаль.

Примерно в то же время я выпустила своих лошадей на пастбище площадью 40 га и убедилась в своем предположении. После переезда объем работы (тренинга) свелся к минимуму. Несмотря на это и на возможность беспрепятственно проявлять свою природу, лошади начали с большим удовольствием сотрудничать со мной. Как бы это ни противоречило тому, что мне говорили, чем больше я оставляла лошадей в покое, тем «лучше» по человеческим меркам они становились. Поначалу мне в это не верилось, но вдруг все встало на свои места: более естественные условия содержания, удовлетворяющие большую часть их естественных потребностей, мои лошади все больше синхронизировались с состоянием гармонии и баланса. Это давало им психологическую силу справляться с моими требованиями, в то время как внутренне они также чувствовали себя лучше. Все эти факторы делали их более послушными, терпеливыми и добронравными.

Я искренне верю, что, если лошади дать выбор, она будет с удовольствием сотрудничать с человеком ради сохранения равновесия, гармонии и мира. Но наши иногда завышенные требования не дают им такого шанса. Мы просим их отказаться от инстинктов, потому что нам они неудобны. При этом мы не видим, что, удовлетворяя их потребности, мы можем без труда избежать большинства «проблем». Лошадь, которая достаточно гуляет, лучше стоит на расчистке. Она будет делать это совершенно естественно, так как ей комфортно и хорошо. Стоя, она может расслабиться, ибо ее потребности в движении удовлетворяются. Лошадь, которая достаточно ест, не будет отвлекаться на пучок травы на прогулке в лесу просто потому, что ее потребности в пище удовлетворены, т.е. она не голодна.

Наша обязанность — помочь лошадям понять и вписаться в наш человеческий мир, но это не должно быть связано с лишением их их лошадиной природы. Лошади должны оставаться лошадьми, даже живя с человеком, и по моему опыту, они с удовольствием сотрудничают с нами, если им по-доброму дать такую возможность. Они знают, как вести себя с более слабыми существами, коими являются люди, но им должно быть психологически комфортно. Чем больше мы лишаем их естественных условий жизни, тем больше «проблем с поведением» мы получаем, и в результате лошади становятся опасными. Когда лошади хорошо, а ее базовые потребности удовлетворены, у нее нет смысла плохо себя вести. Но мы почему-то хотим получить все и сразу. Мы хотим, чтобы они смирились с тем, что мы ограничиваем их свободу движения и пастьбы, естественные пищевые привычки и контакт с собратьями, и в то же время требуем быть «хорошей лошадью», которая выполняет все, что от нее просят. Я не могу понять, с чего это люди решили, что такая стратегия игры будет успешной…

Потому сейчас я заявляю, что мне больше не нужны послушные лошади. Меня больше не впечатляют лошади, которые делают только то, что от них просят. Я больше не требую от своих лошадей слепо следовать моим командам. Я хочу видеть лошадей, находящихся в контакте с самим собой, лошадей, которые знают, что для них хорошо, а что плохо. Вы можете подумать, что им не составляет труда чувствовать, что для них хорошо, что им нужно и как себя вести. Я тоже так думала до тех пор, пока не осознала, что это не так. По крайней мере,в нашем человеческом мире, в котором от них требуют отказаться от естественных поведенческих проявлений. В какой-то момент напряжение и стресс приводят к тому, что они взрываются, кусаются, убегают и т.д.

Многие лошади теряют контакт с внутренним компасом и становятся беспомощными, зависимыми существами, которые нуждаются в нашей заботе. Они забывают, какого это — быть лошадью, — и превращаются в слуг человеческой креативности и амбиций. Раньше это меня впечатляло, потому что мне было комфортно, но я не понимала, что, чем послушнее лошадь, тем больше она рискует потерять себя, уходя от своей независимости. Нельзя сейчас лишать лошадей их естественного поведения, а затем ожидать, что они смогут жить самостоятельно. Потом, лошади начинают шарахаться собственной тени, ветра и прочих «страшных вещей»… и это противоестественно. Лошади могут быть послушными и оставаться собой, но это встречается сейчас крайне редко. Чтобы осознать это, нужно пройти через ряд дурных лошадей, которые забыли, как быть лошадьми. Честно говоря, это вовсе не то, к чему я когда-либо хотела прийти. Я же влюбилась в дикую, неприрученную сущность лошади.

Перевод: Давыдова Ксения

Источник

Вариант исполнения плечом внутрь от Маноло Мендеса

«Плечом внутрь наружу» – это упражнение, которое Маноло практикует изо дня в день, адаптируя под каждую лошадь посредством индивидуального выбора радиуса начального вольта. Начинать нужно с большого радиуса.

Вот описание упражнения, написанное тренером, участником и зрителем мастер-классов Маноло, Моникой Уитмер:

«Движение наружу плечом внутрь – то упражнение, которое Маноло вводит в работу, как только лошадь научится сбалансировано двигаться плечом внутрь по диагонали.

Маноло называет его «Плечом внутрь (с движением) наружу». При езде направо, оно подразумевает выполнение полувольта диаметром примерно 15м на Н с выходом плечом внутрь на диагональ, когда плечи смотрят на В. Это упражнение похоже на уступку с той лишь разницей, что лошадь согнута, а не прямая, плечи ведут, а ноги перекрещиваются в три следа, в то время как уступка подразумевает крест в 4 следа, что, по мнению Маноло, «разъединяет» перед и зад.

Он считает, что, не разворачивая таз, лошадь не может крестить задом, не задевая одной ногой другую, а разворачивая таз, она прогибается, что противоречит глобальной цели подготовки молодой лошади. Поэтому боковые движения с молодой лошадью лучше начинать с плеча внутрь. Можно, конечно, попробовать выполнить его по стенке, но в этом случае лошадь может задеть стенку, стремясь вернуться на исходную траекторию движения вдоль нее.

Выполнение плеча внутрь с движением наружу строится на желании молодой лошади вернуться на стенку, поэтому всадник всего лишь корректирует манеру движения. С совсем молодой или негибкой лошадью можно начать с 18-метрового полувольта, и выполнить всего несколько шагов плечом внутрь.

По мере того, как лошадь поймет упражнение и разовьется физически, полувольт можно уменьшить до 12 или даже 10 метров.

Очень важно правильно выполнять упражнение. Не нужно выполнять полный полувольт, так как в этом случае вы отклонитесь от верной траектории движения. Нужно выйти с него чуть раньше, чтобы лошадь продолжила движение наружу с тем же сгибанием. Также важно, чтобы всадник сидел в направлении движения.

Всадники слишком часто перерабатывают внутренним шенкелем и плечами наклоняются в сторону, противоположную движению. Важно также следить за тем, чтобы внутренний шенкель работал у подпруги, так как, если он смещается назад, то толкает зад.

Некоторые лошади задом работают быстрее, чем передом, и смещение шенкеля назад ухудшает картину. Руки задают движение. При движение плечом внутрь налево, как в примере выше, руки смещаются таким образом, чтобы правая рука оказалась ближе к холке, правая нога у подпруги, вес всадника смещается влево. Окончив упражнением, всадник смягчает руки и ждет, что лошадь потянется вперед и вниз, раскрывая линию верха на прямой. Руки должны быть на одном уровне и расстоянии от холки и смотреть вперед. Угол упражнения не должен быть слишком крутым. Маноло сравнивает данное упражнение с движением грейдера, который смещает грунт под углом».

Очень важно, чтобы, когда лошадь встает на стенку, всадник выпрямлялся сам. Левый и правый повод должны быть одной длины, поощряя лошадь к тому, чтобы потянуться вперед и вниз, растягивая линию верха.

Самая распространенная ошибка – то, что всадник забывает выпрямиться, ведет лошадь в слишком тяжелом контакте, так что лошадь не гнется, а искривляется.

Перевод: Давыдова Ксения

Источник

 

Ута Грэф: 9 советов, как классическими методами улучшить качество сгибаний

1) Заложите хорошую базу и развейте прямолинейность при помощи боковых движений: уступки, плечом вперед, плечом внутрь, траверс

2) Больше кривых: серпантины, спирали (внутрь и наружу), вольты, восьмерки

3) Осторожно проходите углы, особенно на контргалопе. Следите за тем, чтобы характерная для галопа фаза подвисания не пропадала.

4) Выходите на боковые элементы из углов или с вольтов, чтобы просто сохранять заданную степень сгибания, не корректируя ее.

5) Заканчивайте боковое движение, как только теряете сгибание. Чтобы согнуть лошадь, выполните вольт или серпантин, и выходите на боковые движения с них.

6) Если теряется качество сгибания, выполните плечо внутрь или уступку шенкелю и начните все сначала.

Попробуйте:

7) Ездите вокруг конусов или препятствий (вольты, восьмерки, серпантины)

8) Поездите по квадрату вдали от стенки. Чередуйте принимание с уступкой. Уменьшайте квадрат, когда выполняете уступку, и увеличивайте на принимании. Когда лошадь станет хорошо отвечать на шенкель, выходите на принимание со сгибанием. Не теряйте сгибание на подходе к стенке, иначе упражнение нельзя считать выполненным. Лучше завершить диагональ уступкой или пройти по второму следу ранверсом. Лошадь должна перекрещивать ноги, не теряя импульса к концу упражнения.

9) Чередуйте пологие и крутые принимания.

Перевод: Давыдова Ксения

Источник:

9 Tips for Better Flexion and Bend from Uta Gräf

Маноло Мендес о базовой подготовке и прямолинейности — Часть 3

Часть 3

Читать Часть 1 Часть 2

Маноло Мендес был первым шеф-берейтором и одним из шести членов-основателей Королевской андалузской школы верховой езды в Испанском Хересе. Эта школа — одна из четырех классических школ наравне с Кадр Нуар в Сомюре, Испанской школой верховой езды в Вене и Португальской школой верховой езды в Лиссабоне. Имея за плечами более 40 лет опыта классической выездки, Дома Вакера и конкура, Маноло посвятил себя методу мягкой, гуманной и основательной физической и моральной подготовки лошадей до уровня Большого приза и Высшей школы.

Дуги большого радиуса

Затем можно добавить пятиметровую дугу

Одиночная дуга 5 метров по длинной стенке

Это упражнение может показать простым, но таковым не является. Выполнять упражнение нужно мягко, нельзя резко просить лошадь изменить степень сгибания, которая зависит от радиуса поворота. Лошадь нужно мягко подвести к выходу на петлю. Придется потратить много времени, чтобы развить баланс и физическую форму лошади так, чтобы она легко сгибалась по всему позвоночнику от затылка до хвоста.

Если сгибание выполняется неожиданно, а команда дается закрепощенными, жесткими руками, затылок и позвоночник лошади закрепощаются. Распространенной ошибкой является требование слишком большого сгибания. Иногда всадники также забывают менять сгибание. Сгибание должно быть легким, с ним нельзя переусердствовать.

Если лошадь искривлена направо, ей будет проще сгибаться направо и сложнее налево. В задачи всадника входит добиться равномерной работы обеих сторон. Нельзя работать «в легкую сторону» и расстраиваться из-за сложностей с работой в «тяжелую». Вместо того, чтобы ориентироваться на программу тренинга согласно возрасту, породе, дисциплине или графику соревнований, следите за линией позвоночника и видимой симметрией/асимметрией в теле лошади.

Пятиметровую дугу следует выполнять только по одной стенке манежа. Ее не нужно слишком часто повторять и многократно отрабатывать. Целью данного упражнения является достижение мягкости при сгибании и знакомство лошади со сгибанием, которое со временем станет больше.

От всадника это упражнение требует чувства равновесия и ритма лошади, чтобы помогать ей ровно и спокойно менять степень сгибания.

Важно, чтобы всадник не вступал в конфликт с лошадью, если упражнение не получается.

Мне очень часто приходится работать со всадниками, которые обвиняют лошадь в лени, в том, что «она пытается от чего-то отделаться» или лежит в одном поводе, когда ее просят делать то, к чему она физически еще не готова и не понимает, что от нее хотят. Всадник расстраивается, иногда начинает резко дергать лошадь, чтобы она перестала ложиться в повод, а лошадь еще больше путается, теряется и возбуждается. Если вам нужны партнерские отношения с лошадью, необходимо вернуться на шаг назад и проанализировать, что происходит. Моя лошадь может выполнять это упражнение в одну сторону и не может в другую? Она асимметрична? Правильно ли подогнано железо? Достаточно ли понятно и правильно ли я даю команды? Не мешаю ли я лошади?

Только при симметричном развитии лошади она может двигаться прямолинейно и сбалансированно. Всаднику следует помнить, что при работе направо, он также работает лошадь и налево, и наоборот. Вместо того, чтобы бороться с лошадью, анализируйте ее ответы и ищите упражнения, которые ей помогут. Работа над прямолинейностью и гибкостью должна быть постепенной и последовательной.

Если вы будете помогать лошади, она заметит это и ответит вам большим доверием и желанием угодить.

Секреты работы с молодой лошадью читайте в нашем блоге, посвященном базовой работе и реабилитации лошадей

А сейчас поговорим о ценности упражнения «5-метровая дуга»

Пятиметровая дуга является первым шагом к серпантину из 3х петель, но увеличивать дугу до 10 и 15 метров, а также выполнять непосредственно серпантин из трех 15-метровых петель, можно только тогда, когда лошадь будет довольной и сбалансированной – с расслабленной шеей, носом перед линией отвеса, в хорошем контакте. Но все это будет много позже: от молодой лошади нельзя просить 15-метровую петлю.

Одиночная дуга по длинной стенке

Источник иллюстрации

Если лошади сложно сгибаться в одну сторону, нельзя применять силу. Более того, нужно избегать любого сопротивления. Например, если лошадь немного зажата при выполнение 15-метрового серпантина из 3х петель направо, начинайте это упражнение налево и превратите среднюю петлю в 15-метровый вольт. Это позволит вам мягко работать над проблемой, не ставя под удар уверенность лошади в себе при сгибании направо. Затем можно продолжить серпантин налево, выполнив завершающую петлю.

Как ввести дуги в программу тренировок

Сейчас мы говорим о гимнастическом упражнении, а не об элементе на соревнованиях. Упражнение должно быть легким для лошади. не забывайте, что это базовая подготовка!

Техника выполнения петли направо (по часовой стрелке):

при прохождении угла лошадь сгибается и с этим же сгибанием мы продолжаем движение не по прямой, а внутрь манежа, и направляемся в сторону воображаемой линии на расстоянии примерно 5 метров от стенки. Отсюда и название упражнения — пятиметровая дуга.

Отойдя от стенки на 2,5м всадник плавно и мягко меняет постановление и сгибание лошади и проходит мимо “E” или “B” с левым сгибанием, направляясь обратно к стенке. На расстоянии 2,5м от стенки он опять плавно меняет сгибание и возвращается на стенку.

Внимание: крайне важно не сгибать лошадь силой, а просто помогать лошади сохранять ровный контакт с обоими поводьями с естественным положением головы.

Дуги являются важной частью любой программы тренинга, будучи основой работы на гибкость, поэтому выполнять их следует мягко и осторожно. От лошади нужно просить равномерного сгибания по всему позвоночнику с сохранением ритма движения. Она не должна торопиться или замедляться. И безусловно, применение силы исключено.

Если ваша лошадь довольна и способна с легкостью выполнять пологие дуги, можете начать уменьшать их радиус, отходя дальше от стенки (до10 метров).

При выполнении упражнения нужно следить за сохранением ритма и легкостью. Лошадь не должна сопротивляться. При выполнении этих условий можно говорить о том, что это гимнастическое упражнение дается лошади легко, и можно увеличивать дугу до 15 метров и переходить к серпантину.

Если вы не будете применять силу и добьетесь от лошади мягкой смены сгибания, это благоприятно скажется и на качестве других упражнений.

Перевод : Давыдова Ксения

Сайт Маноло Мендеса

Источники: http://WWW.BAROQUEHORSEMAGAZINE.COM, www.facebook.com/ManoloMendezDressage

Британское конное общество о работе за вертикалью

Впервые было опубликовано в группе Седла Strada vk.com/stradasaddles 30.12.2017
Перевод: Давыдова Ксения

Британское конное общество (The British Horse Society) выпустило документ, в котором четко разъяснило свое отношение к работе лошади за вертикалью.

«Есть ряд причин, по которым в определенный момент времени нос лошади может оказаться за линией отвеса. Некоторые из них естественны, некоторые являются результатом влияния человека, а некоторые — комбинацией первых двух.

К распространенным естественным причинам относятся: анатомические особенности, сила, недостаток энергии, баланс, адреналин и инстинктивное напряжение (по этой причине лошади часто закручивают нос за вертикаль на свободе).

К распространенным «искусственным» причинам (созданным человеком) относятся: сдерживание, неправильно подобранное железо, неправильная философия работы и недостаток контроля.

Очень часто естественные причины пересекаются с «искусственными», например, правильно выезженная лошадь в незнакомой обстановке может чувствовать себя незащищенной, что приводит к всплеску адреналина. Лошадь становится потенциально опасной, и всадник вынужденно сдерживает из соображений безопасности.

• Выездка лошади заключается в улучшении, развитии, а иногда и смещении естественного равновесия. В течение этого процесса лошади разного сложения и темперамента в поисках равновесия инстинктивно меняют положение шеи и головы, в результате чего угол между шеей и головой варьирует. Некоторым лошадям комфортно держать нос чуть за линией отвеса.

• Выезженная лошадь для получения максимальных оценок помимо всего прочего должна, оставаясь перед линией отвеса, сохранять гибкость/расслабленность спины и активное подведение зада. Эта характеристика езды, равно как и прочие, может выполняться как на 10, так и на низшие оценки.

• Если бы всех лошадей можно было выездить так, чтобы они все элементы выполняли на 10, не было бы смысла в соревнованиях. Результаты соревнований зависят от мастерства всадника и степени уверенности и выезженности лошади. Люди, которые регулярно силой удерживают лошадей за вертикалью под седлом или на корде, не отдают себе отчета в том, какой моральный и физический вред причиняют животным. Эти лошади, как правило, работают с укороченной и низкой шей без учета биомеханики, и ТАКУЮ РАБОТЫ МЫ СЧИТАЕМ НЕДОПУСТИМОЙ И ДОСТОЙНОЙ ОСУЖДЕНИЯ ВСЕМИ НАЦИОНАЛЬНЫМИ КОННОСПОРТИВНЫМИ ОРГАНАМИ.

Эти лошади чаще всего несчастливы и напряжены, неестественная работа ведет к физическому стрессу и травматизму, а также к глобальному сокращению срока службы лошади».

Сам документ на английском доступен по ссылке

Маноло Мендес о базовой подготовке и прямолинейности — Часть 2

Маноло Мендес был первым шеф-берейтором и одним из шести членов-основателей Королевской андалузской школы верховой езды в Испанском Хересе. Эта школа — одна из четырех классических школ наравне с Кадр Нуар в Сомюре, Испанской школой верховой езды в Вене и Португальской школой верховой езды в Лиссабоне. Имея за плечами более 40 лет опыта классической выездки, Дома Вакера и конкура, Маноло посвятил себя методу мягкой, гуманной и основательной физической и моральной подготовки лошадей до уровня Большого приза и Высшей школы.

Часть 2 (Читать Часть 1)

Как распознать асимметрию

Не вводите упражнения на сгибания до тех пор, пока лошадь не будет в состоянии двигаться по манежу шагом, рысью и галопом в удобном для нее ритме в легком и ровном контакте. Также важно, чтобы всадник умел пользоваться поводом одинаковой длины с обеих сторон, так чтобы контакт сопровождал лошадь и формировал ее осанку, а не мешал равновесию. Лошадь должна нести себя независимо от всадника.

Если лошадь непрямолинейна, всадник должен в первую очередь обратить внимание на себя. Очень часто всадники используют слишком много внутреннего (или внешнего) повода, мешая лошади держать голову и сгибаться. Из-за этого лошади «заваливают» голову и закрепощаются в затылке, что влечет за собой закрепощение челюсти и языка, так что лошади не могут сглатывать. Тело напрягается, и это сказывается на контакте и реакции на средства управления.

Со временем мускулатура лошади формируется неравномерно, и одна сторона становится вогнутой, а другая – выпуклой. Чем дольше всадник не работает над прямолинейностью, тем сложнее будет восстановить симметрию и добиться, чтобы лошадь одинаково работала левой и правой стороной. Реабилитировать тело лошади, чтобы она вновь обрела свободу и прямолинейность, – непростая задача.

Фото: Kathryn Barrett

Асимметрия может быть разной. Речь не только о искривлении вправо и влево или в обе стороны одновременно. Попробуйте поставить лошадь ровно и сравнить ее левую и правую стороны. Если справа и слева вы видите различия в объеме или высоте крупа, бедер, плеч, груди, затылка или шеи, значит, ваша лошадь асимметрична.

Если посмотреть на лошадь сзади, встав на табуретку или монтуар, можно заметить, что грудная клетка с одной стороны выпячивается больше, одно плечо кажется более плоским, другое – более выпуклым, одно выше, другое – ниже, шея с одной стороны кажется менее развитой, чем с другой. Эти различия в мышечной массе и перекошенность скелета свидетельствуют об асимметрии лошади, и еще больше свидетельств, вплоть до формы и высоты копыт, вы найдете, если осмотрите ее на предмет симметрии.

Прямолинейность — это то, над чем всадник работает каждый раз. Заметить асимметрию в развитии мышц и скелета можно посредством внешнего осмотра лошади. Разница в консистенции и форме мышц может многое рассказать о лошади.

Фото: Kathryn Barrett

Устранить асимметрию помогут несколько простых приемов. Например, работая верхом, следите за тем, чтобы нос лошади находился по центру груди и головы (между ушей). Особенно важно понимать, что на боковых элементах нос должен оставаться по центру груди и также между ушей. Другой способ убедиться в прямолинейности лошади, — посмотреть на грудь с земли. Проходит ли линия, разделяющая грудные мышцы, строго по середине? Не кажется ли одна сторона больше, чем другая?

Слева направо Маноло демонстрирует лошадь, искривленную вправо, прямую и искривленную влево. Обратите внимание на нос, затылок, уши, грудную клетку и грудь. Что можете сказать о всаднике?

Фото: Kathryn Barrett

Езда по кривым в два ровных повода

Когда всадник научится ездить в два ровных повода с носом лошади строго по центру, он увидит ось сгибания лошади, которая проходит между ушей по позвоночнику и репице. Боковые движения требуют работы по тому же принципу. Симметрия при сгибании обеспечивает свободу плеч лошади и делает возможным подведение зада.

Начать работу со сгибанием вам поможет простое упражнение:

двигайтесь по стенке манежа и просите небольшое сгибание при прохождении углов. Не заходите слишком глубоко в углы на молодой лошади. Помните, что, правильно проходя угол, вы проходите четверть вольта, давая лошади понять, что такое правильное сгибание на 20 метровом кругу.

Продолжение следует…

Перевод : Давыдова Ксения

Сайт Маноло Мендеса

Источник

Маноло Мендес о базовой подготовке и прямолинейности — Часть 1

Маноло Мендес был первым шеф-берейтором и одним из шести членов-основателей Королевской андалузской школы верховой езды в Испанском Хересе. Эта школа — одна из четырех классических школ наравне с Кадр Нуар в Сомюре, Испанской школой верховой езды в Вене и Португальской школой верховой езды в Лиссабоне. Имея за плечами более 40 лет опыта классической выездки, Дома Вакера и конкура, Маноло посвятил себя методу мягкой, гуманной и основательной физической и моральной подготовки лошадей до уровня Большого приза и Высшей школы.

Чем лучше лошадь понимает свою работу, и чем больше она уверена в своей способности сделать то, что от нее требуется, тем экспрессивнее и элегантнее она становится. Лошадь должна понимать каждую команду, каждое упражнение, которое ее просят выполнить.

Всадник несет ответственность за то, чтобы лошадь была правильно подготовлена к новым требованиям и упражнениям. Это подразумевает не только физическую форму, силу, гибкость и равновесие, которые необходимы для выполнения упражнения, но и психологическое спокойствием, уравновешенность и уверенность в себе. Вместо того, чтобы требовать от лошади в соответствии с ее возрастом, породой, происхождением или целями и амбициями всадника, всадник должен работать лошадь без спешки и усложнений.

Какая каждодневная работа будет наиболее эффективной для вашей лошади? Как выглядят ее мышцы, какие они на ощупь до и после работы? Как ее анатомические особенности влияют на качество работы – упрощают задачу или усложняют? Сколько времени требуется на разминку? Какие у лошади любимые упражнения, а какие она находит сложными? Насколько лошадь уверена в себе? Дерзкая она или застенчивая? Доверяет или насторожена? Что ей дается сложнее для понимания?

Корректировка программы тренинга лошади в зависимости от ее предпочтений может повысить эффективность работы по сравнению работой по одной и той же программе со всеми лошадьми.

Именно всадник обязан подстраиваться под лошадь, а не наоборот. Какой учитель лучше: тот, который меняет программу в зависимости от способностей своих учеников, или тот, который строго придерживается плана и требует от учеников успевать вне зависимости от их индивидуальных особенностей восприятия?

Только зная свою лошадь и подстраивая под нее программу работы, всадник может создать поистине партнерские отношения с ней.

Естественный шаг – залог хорошего качества аллюров

Не жалейте времени на шаг. Он должен быть расслабленным и грациозным. Нельзя слишком много нарабатывать что-то или слишком активно двигать лошадь. У каждой лошади свой ритм. Определите ритм своей лошади и работайте соответственно. Ваш таз должен быть расслаблен, чтобы седалищные кости и бедра двигались независимо друг от друга, сопровождая движения лошади. Плечи, локти и руки должны быть мягкими, чтобы не мешать движениям лошади.

Свободный шаг – основа хороших движений на всех аллюрах. Нужно помнить, что никогда нельзя мешать лошади кивать головой на шагу и галопе (на рыси лошади не кивают). Контакт в поводу должен быть ровным и сопровождать естественные движения головы лошади, ни коим образом их не блокируя. Когда лошади станет удобно, и она расслабится, я начинаю выполнять остановки, оглаживая и продолжая движение.

Хорошие рысь и галоп вырастают из хорошего шага. Можно постепенно обучить лошадь внимательно слушать язык тела всадника и различать свободный, прибавленный, средний и собранный шаг. Лошадь научится замедляться и собираться в ответ на замирание всадника и наоборот. Это позволит перестать тянуть руками.

Учебная рысь заставляет лошадь прогибаться

В возрасте трех или четырех лет, скелет лошади еще не сформирован. Молодая лошадь от природы больше на переду, а ее мышцы недостаточно крепки. Лошадь должна уметь сгибаться. Ее позвоночник должен быть гибким по всей длине. Это же относится ко всем остальным суставам. Многие работают молодых лошадей на учебной рыси, считая, что так они выглядят лучшими всадниками. Но учебная рысь до того, как лошадь правильно сформируется в мышечном плане, зажимает лошади позвонки и закрепощает таз. Со временем от слишком активной «работы конечностей» у лошади начинают болеть коленные и скакательные суставы. Лошадь устает, у нее начинает болеть спина, грудная клетка, холка. Это делает неприятной седловку и подтягивание подпруги. В результате лошадь из «работающей телом» (body mover) быстро превращается в «работающую ногами» (leg mover).

Этой цепной реакцией нельзя пренебрегать. Учебную рысь можно вводить только тогда, когда лошадь обретет свое естественное равновесие, ритм и координацию под всадником.

То же касается и галопа. Лошади любого уровня подготовки будет полезен облегченный галоп или галоп с упором на две точки.

Хороший всадник ориентируется на то, что чувствует под собой и как может снять напряжение лошади и улучшить прямолинейность

Нужно экспериментировать с ощущениями и координацией, анализировать ответы лошади и ориентироваться на них, а не работать по жесткой теоретической программе.

Для работы важно правильное дыхание. Всадники редко обращают внимание на дыхание – свое или лошади.

Всадник должен научиться глубоко дышать и «мягко». Кроме того, нужно прислушиваться к лошади и чувствовать ее дыхание. Молодые лошади зачастую дышат слишком часто, потому что ожидание заставляет их напрягаться, и потому что они еще недостаточно хорошо развиты физически. Молодой лошади очень важно часто давать передохнуть, отдышаться. Правильное дыхание способствует атлетическому развитию и концентрации внимания, потому что помогает доставлять кислород в мышечные ткани и мозг. Все спортсмены работают над дыханием. Ваша лошадь – тоже атлет. Нельзя допускать, чтобы лошадь дышала недостаточно глубоко или задерживала дыхание.

Всадник, обладающий должным уровнем чувствительности, чувствует между своими ногами грудную клетку лошади, которая расширяется и сжимается на каждом вдохе. Из-за этого мы не затягиваем слишком сильно подпругу, подбородный ремень и капсюль. Мы должны делать все, чтобы лошади было комфортно. Тугая амуниция создает напряжение в лошади.

Следя за тем, чтобы молодая лошадь оставалась мягкой, сопровождая ее естественные движения и не навязывая неестественные, не закрепощая и не сдерживая ее движения, мы помогаем лошади научиться правильно дышать.

Раннее обучение мягким переходам

Очень важно уже на начальных этапах работы думать о переходах. На молодой лошади переходы следует выполнять только по прямым, когда лошадь не торопится и не убегает от шенкеля. Не пробуйте делать переходы на вольтах – лошадь не поймет, как выполнить переход с сохранением сгибания, и вы получите в ответ напряжение и сопротивление.

Переходы нужно выполнять мягко, только от ноги или только от повода. Для молодой лошади шенкель обозначает движение вперед, а набор повода – тормоз. Молодую лошадь не следует путать, применяя оба средства управления одновременно. Пример из жизни: вы же ездите на машине, одновременно давя на газ и держа машину на ручнике.

Однако перед тем, как просить переходы, мы рукой просим лошадь чуть опустить голову и шею. Нужно добиться, чтобы на остановке нос был перед линией отвеса, — не на ней, и не за ней. Затем мы чуть отдаем повод и просим лошадь двинуться вперед от шенкеля.

Продолжение следует

Перевод : Давыдова Ксения

Сайт Маноло Мендеса

Источник