Блог

Афоризмы Чарльза де Кюнффи

Афоризмы Чарльза де Кюнффи
Отрывок из книги “Этика и страсть выездки” Чарльз де Кюнффи
Перевод: Давыдова Ксения для Strada Saddles Russia

ВСАДНИК:

Подготовка средств управления гораздо сложнее, чем их применение. В этом и заключается искусство.

Всадник, который работает только руками, – в беде.

Работа рук заключается в том, чтобы посредством отдачи повода добиться продольного сгибания (вытягивания вперед).

Без локтей нет верховой езды.

Локти и плечи принадлежат всаднику, запястья и предплечья – лошади.

Держите плечи сзади, чтобы лошадь чувствовала, где вы сидите.

Руки (кисти) ни при каких обстоятельствах не должны мешать свободе движения конечностей.

Контроль – результат глубины посадки.

Чтобы сесть на лошадь, мягко опустите поясницу и позвольте лошади потянуть вас вниз.

Сидите в седле на всех переходах.

Следуйте ритму шагов лошади.

Всадник – блюститель темпа.

Всадник должен быть сильным с собой и мягким с лошадью.

Если вы не способны добиться дисциплины от собственного тела, то не сможете дисциплинировать и лошадь.

Лошадь умеет быть лошадью… научитесь быть всадником.
Всадник – не резинка, которая растягивается, когда лошадь ее тянет.

Хорошая езда отличается от плохой тем, что при хорошей езде со стороны ничего не видно.

Нельзя исправить качество движения в два следа, выполняя движение в два следа.

Меньше – это больше.

Все прорывы – результат продвижения вперед.

Там, где заканчиваются знания, начинается жестокость.

Чувство невесомости – захватывающий результат правильной работы.

Станьте частью движения лошади.

Отсутствие усилий при езде верхом приходит с ритмом и балансом.

Молчание всадника – следствие его спокойствия в отношении движений лошади.

На строевой рыси вставайте не на стременах, а на коленях.

Стремена – это маленькие полочки, на которые вы мягко кладете мыски ног.

На соревнованиях нужно ехать на лошади, а не езду.

Share

Траектория взгляда всадника

Перевод Ксения Давыдова для Strada Saddles Russia

В книге “Когда два позвоночника находятся на одной линии: динамика выездки” (англ. “WHEN TWO SPINES ALIGN: DRESSAGE DYNAMICS”) автор Бет Баумерт (англ. Beth Baumert) рассказывает о четырех физических “линиях” (перев. по аналогии с линиями электропередач) – вертикальной, связующей, спиральной и линии взгляда, – которые обеспечивают равновесие и эффективность всадника в седле. Линия взгляда влияет на баланс и траекторию движения лошади.

Линия или траектория взгляда всадника – это связь между вами, вашей лошадью и внешним миром. Ваше тело следует за траекторией движения, а взгляд фокусируется на одной точке – букве, дереве, столбе, – которая отныне является ориентиром, относительно которого вы будете управлять лошадью.

Всадник, который постоянно смотрит вниз (на шею лошади), совершает не меньшую ошибку чем тот, который держится за лошадь ногами. Поскольку он не видит того, что происходит вокруг, то движется в равновесии лошади, используя его как ориентир. Всадник, который смотрит вниз, обречен на езду “на переду” и не способен сместить равновесие на зад. Некоторые всадники нервно смотрят по сторонам. Лошадь чувствует это точно так же, как и всадник, лошадь которого смотрит по сторонам. Однозначно, это не то, что нам нужно.

Траектория взгляда всадника играет потрясающую роль в равновесии лошади. Она может задать лошади нисходящий (под горку), горизонтальный или восходящий (в горку) баланс. Угол наклона седалища зависит от равновесия лошади, которое, в свою очередь, привязано к траектории взгляда всадника. Когда взгляд направлен вниз, седалище всадника не только находится в нисходящем равновесии, но и не может сопровождать движение спины лошади.

Когда траектория взгляда горизонтальна, угол седалища помогает исправить естественное равновесие лошади с нисходящего (под горку) на горизонтальное, так как горизонтальный баланс лошади помещает седалище всадника в горизонтальное положение. Находясь в равновесии с горизонтальной траекторией своего взгляда, всадник может перевести лошадь в восходящее равновесие (в горку).

Если вам сложно контролировать траекторию взгляда, представьте, что вы совершаете полуодержки головой. Это заставит вас вдохнуть и поднять голову, что, в свою очередь, исправит баланс лошади как продольно, так и латерально. Седалище не может эффективно работать, когда голова не уравновешена относительно той точки, в которой ваш позвоночник сходится с позвоночником лошади.

Попробуйте следующее упражнение:

Шаг 1: Возьмите повод за пряжку. Держите руки над передней лукой.

Шаг 2: Пройдите взглядом маршрут движения. Обратите внимание на то, как взгляд сказывается на положении вашего тела. Не позволяйте голове отклоняться от вертикали. Следите за тем, чтобы руки, плечи, колени и мыски также смотрели в направлении движения.

Шаг 3: Ездой налево зайдите на диагональ. При этом перенесите вес на левую седалищную кость и ведите лошадь в поворот наружными (правыми) средствами управления. Почувствуйте, как работает ваш вес. Возможно, придется активнее работать внешним шенкелем.

Шаг 4: В конце диагонали поверните направо, нагрузив правую седалищную кость и направляя лошадь наружными (левыми) средствами управления. Настаивайте на том, чтобы лошадь следовала за движениями вашего корпуса.

Шаг 5: Когда лошадь научится понимать язык вашего корпуса, возьмите повод и начните разминку. Вы увидите, что лошадь очень чувствительна к управлению корпусом, и что повода теперь требуется очень мало.

Источник

Share

Нуно Оливейра – о легкости

Автор: Нуно Оливейра

Перевод: Ксения Давыдова для Strada Saddles Russia

“…В моем понимании, легкость характеризуется одновременным выполнением следующих условий: активности зада и гибкости спины, позволяющей с самого начала работать в определенной степени сбора без прямого воздействия руки. Такая легкость возможна только на прекрасно сбалансированной лошади…
Эта истинная легкость обеспечивает мгновенное подчинение лошади малейшему требованию всадника…
На самом деле, искусно выезженной лошадью можно управлять «весом повода» (Ла Гериньер). Я считаю данную трактовку Легкости маркой высшей школы верховой езды. Она далека от методик, которые под предлогом напряженности лошадей провоцируют и поддерживают постоянное натяжение поводьев…» (Нуно Оливейра, «Réflexions sur l’art équestre», 1965)

«Одни говорят: толкайте на руку и не позволяйте терять контакт с поводом. Другие говорят: бросьте повод, чтобы лошадь привыкла работать на свободе, весело и легко. Безусловно, в каждой формуле есть разумное зерно. Нужно знать, когда сохранить контакт, а когда его ослабить, причем то, когда и что делать, зависит от лошади, с которой вы в данный момент работаете. Это зависит от ее желания двигаться вперед, от ее нервного импульса, от причин ее скованности и асимметрии. Некоторых лошадей сначала необходимо держать, а затем расслаблять, других – сначала расслаблять, а потом придерживать» . (Нуно Оливейра, «Propos d’un vieil écuyer aux jeunes écuyers”, 1986)

Share

Аня Беран – лонжирование

Аня Беран, “Classical Schooling with the Horse in Mind”

Перевод: Давыдова Ксения для Strada Saddles Russia

…Всегда, когда лонжируете лошадь, представляйте себе треугольник, вершиной которого являетесь вы сами. Корда и бич образуют его стороны, задающие рамку лошади, которая учится слышать побуждение (бич) и сдерживание/сбор (капцунг).

Уже сейчас можно определить, в какую сторону согнута лошадь, и каким плечом она падает. При движении в одну сторону лошадь будет больше тянуть наружу, поворачивая голову внутрь. Это та сторона, в которую она согнута. Двигаясь в другую сторону, она будет валиться внутрь, поворачивая голову наружу и больше нагружая плечо. Это та сторона, которая развита хуже. Возможно, именно в этот повод лошадь будет позже больше ложиться. Для того, чтобы побудить лошадь больше выгибаться наружу, следует более активно работать бичом в направлении плеча.

Из моих личных наблюдений, как правило, лошади согнуты в ту сторону, на которую лежит грива…»

Share

Чарльз де Кюнффи “Dressage Principles Illuminated”

Чарльз де Кюнффи “Dressage Principles Illuminated”

Перевод: Давыдова Ксения для Strada Saddles Russia

…Лошадь «живет» скакательными суставами, а не головой…
…Каждый, кто садится на лошадь, должен приложить много усилий к тому, чтобы попросить у нее прощения за то, что это сделал. Добиться прощения позволит сочетание ума, образования и опыта…
…Гениальность правильного классического тренинга строится на принципе использования естественных тенденций (в поведении лошади), даже нежелательных, в своих целях. Мы распознаем механизмы бегства лошади (прогнутая спина, ускорение ритма, отсутствие прямолинейности движения) и «обуздываем» их с целью достижения продольного сгибания (растяжения позвоночника) и контроля над задними конечностями лошади. Это достигается замедлением темпа, а также смещением баланса лошади на зад для движения в сборе. Выпрямляя лошадь и настаивая на том, чтобы она одинаково и в равной мере использовала задние ноги, мы помогаем ей достичь прямолинейности и перенаправить энергию задних конечностей…

Share

На подпруге

Перевод: Давыдова Ксения для Strada Saddles Russia

Интересный комментарий к описанию правильной посадки А.Подхайским:

Подхайский пишет: “Голень должна образовывать тупой угол к бедру и лежать близко к телу лошади, свисая без напряжения под своим естественным весом. Она должна находиться на подпруге. Стопа, параллельная корпусу лошади, должна быть продолжением ноги, развернутой внутрь по всей своей длине. Пятка должна быть самой низкой точкой стопы”.

“Тупой угол” означает правильную длину стремени. Слишком многие современные всадники возвращаются к прямой ноге 18го века в попытке “удлинить ногу”, и в результате выглядят так, как будто бы их подвесили над лошадью на крючок для одежды. При этом всадники Испанской школы верховой езды умудряются глубоко сидеть в седле с явными углами в бедрах и коленях.

Ааа, ‘на подпруге’! Это выражение рисует в воображении множество картинок, но общепринятое классическое понимание сводится к тому, что мысок сапога всадника должен находиться на уровне переднего края подпруги. Однако это не аксиома! Аксиомой является то, что ноги всадника должны находиться под ним, будто он стоит над лошадью, и в том случае, если лошадь вдруг исчезнет, останется стоять в равновесии на земле. В этом случае легко заметить, что голень всадника не может быть вертикальной. Вертикальным должно быть путлище, а голень – располагаться под углом в сторону задних ног лошади с пяткой как крайней точкой растянутой ноги. (К этому описанию можно много чего добавить. В частности, если шнеллер находится слишком впереди, как на большинстве современных седел, – путлище также будет оттягиваться назад, так как, если вы позволите ему свисать вертикально вниз, ваша нога “уедет” вперед! Попросите кого-нибудь оценить равновесие вашей посадки с земли).

Чтобы еще усложнить ситуацию, ответьте на вопрос: если ваши плечи, бедра и пятки находятся на одной вертикальной линии, но мысок при этом оказывается не на подпруге, стоит ли забыть об этой “вертикали” и брать за отправную точку подпругу? Ответ на этот вопрос – четкое “нет”! Ни в коем случае не жертвуйте равновесием и правильным положением позвоночника! разные седла, разные подпруги, разные грудные клетки у лошадей. Шенкель на подпруге не имеет смысла без правильного расположения позвоночника и равновесия, которые являются основой всего (в верховой езде).

Источник

Share

Нуно Оливейра – о ногах всадника

Автор: Нуно Оливейра

”Propos d’un vieil écuyer aux jeunes écuyers”(перев. “Слова старого берейтора молодым»), 1986

Перевод: Давыдова Ксения для Strada Saddles Russia

“О руках всадника написано много, но мало работ посвящено проблеме ног. Большая часть неприятных ощущений в руках является результатом плохой работы ног. Мы склонны злоупотреблять давлением ног, и сейчас я просто и быстро объясню, почему этого делать не следует: лошадь дышит, и в случае длительного давления ног, она вынуждена дышать со сдавленными боками. Ноги должны свисать вниз вдоль корпуса лошади расслаблено, неподвижно, они должны быстро касаться боков лошади и сразу же ослаблять давление, по необходимости вновь касаться и вновь ослаблять давление через долю секунды. Большинство всадников постоянно держит ноги прижатыми к лошади, с идеальной пяткой вниз и со слишком высоко надетыми шпорами, и они не отдают себе отчета, когда прикасаются к лошади. Очевидно, что с такими ногами нельзя рассчитывать на высокую чувствительность – ни боков лошади, ни посредством повода.

Важно также то, что всадник не понимает, что, сжимая ноги, он напрягает спину, мешая правильной работе поясницы, и это замкнутый круг. Ноги должны прикасаться быстро, быть легкими и более энергичными, если нужно включить шпору. Слишком высоко надетая шпора не позволяет легко трогать лошадь, для чего нужно опустить мыски (чтобы расслабить пятку) и прикоснуться к лошади так, как пальцы гитариста прикасаются к инструменту.

При обучении боковым движениям и приниманию, нужно касаться лошади на одном шагу, прекращать давление на следующем, давая лошади достаточно времени для того, чтобы без спешки шагнуть крестом, – спешка случается всегда, когда всадник чрезмерно давит, и в результате крест получается недостаточно выраженным из-за недостатка времени для сохранения каденции. Если вы полагаете, что шпора нужна только для усиления воздействия ноги, не ждите от лошади высокого уровня импульса и легкости.

В некоторых случаях шпора помогает расслабить и при очень тонком использовании сдать в челюсти в результате цепи мышечных реакций и спазмов. Это не значит, что данный совет применим ко всем лошадям без исключения. На некоторых лошадях, не слишком щекотливых и не слишком горячих, всадник может посредством «расслабляющего» воздействия шпоры достичь округления и легкости, необходимых для выполнения всего, что он пожелает. На других лошадях, слишком холодных или слишком горячих, искусство расслабляющего воздействия шпоры дано лишь немногим всадникам. Я также рекомендую большинству всадников использовать шпоры без колесиков: они меньше щекочут лошадь и вызывают меньше сопротивления. При этом для расслабления шпоры с колесиками действуют более тонко и мягко.
В любом искусстве есть бессмертные творения, посредственные работы и отвратительные попытки. Каждый раз их реализуют разные люди. То же самое касается и всадников: для них нет единой системы”…

Share

Нуно Оливейра – о всаднике

Автор: Нуно Оливейра

”Propos d’un vieil écuyer aux jeunes écuyers”(перев. “Слова старого берейтора молодым»), 1986

Перевод: Давыдова Ксения для Strada Saddles Russia

Тактичный всадник, обладающий хорошей посадкой, глубоко сидящий в седле, должен позвоночником чувствовать все, что происходит в спине и конечностях лошади. Оставаясь сидеть прямо, он должен уметь переносить вес то на одну, то на другую сторону с целью нагрузить или разгрузить определенную часть тела лошади. Он может больше или меньше нагружать одно стремя, одну ягодицу и за счет поясницы опускать то или иное плечо, отводить его назад или выводить вперед. Он также может немного наклоняться вперед для облегчения зада или назад для облегчения переда. Все это – различные действия, а чувство лошади и мгновенная реакция позволяют давать верную команду в верный момент. Выездка лошади – это в первую очередь ощущения и попытки, в зависимости от того, что вы чувствуете, помочь лошади, а не заставлять ее. В настоящий момент у меня в тренинге находится молодая лошадь, которая очень высоко и выражено пиаффирует. Так вот, совсем недавно я немного наклонялся вперед, чувствуя, что ее зад еще не готов нести полную нагрузку. Когда она привыкла качественно работать задом, я постепенно сел вертикально. Не думайте, что в ходе выездки лошади нельзя помогать ей, меняя свое положение. Когда лошадь обретет симметрию и легкость, всадник станет неподвижным, оставляя поясницу расслабленной. Сохраняя вертикальную посадку, необходимо также уметь сидеть тяжело или облегчать посадку. Чтобы тяжело сесть в седло, нужно хорошо вжать в него ягодицы, а чтобы облегчить посадку – напрячь их. Выбрать, как сесть в тот или иной момент, вам поможет чувство лошади. Теоретик думает только о системе, однако только практика поможет всаднику научиться выбирать, что делать, поскольку для этого требуется чувствовать лошадь и мгновенно реагировать. Лошадь – это живое существо, и ее рефлексы значительно быстрее человеческих. Цель всадника – стараться чувствовать и действовать так же быстро, как и лошадь.

 

Share

Нуно Оливейра – о выездке – Конференция в МАФРА 1981

Автор: Нуно Оливейра
Отрывок из выступления на конференции на тему Descente de main (перев. опускание руки) в военном центре физической культуры и верховой езды «Мафра», 24 июля 1981 года
Певевод: Давыдова Ксения для Strada Saddles Russia
…Итак, дорогие друзья, давайте теперь погрузимся в современный конный мир. Высшую Школу везде называют «выездкой», что по-португальски означает «обучение». Таким образом термин «выездка» некорректен, ибо любая лошадь вне зависимости от выбранной дисциплины должна быть обучена – прыгать, развиваться на манеже, тащить телегу или соху. Но есть мода: в 18 веке носили камзолы и парики, сейчас мы носим рубашки с короткими рукавами и расстегнутым воротником и, мне кажется, даже начинаем ходить в таком виде в гости на ужин. В 18м веке лошади были выезжены так, что на них ездили c поводьями в одной левой руке, а в правой – грациозно держа трость. Сегодня поводья держат в обеих руках.

Боше и его любви к Высшей Школе мы обязаны тем, что сегодня движет современной выездкой. На нее оказывает влияние внедрение чистой крови, наводнившей Европу в виде спортивных и охотничьих лошадей. Мы пытаемся воспользоваться их просторными, стелящимися аллюрами. При этом, еще граф Ор в своем трактате о верховой езде говорил, что в Версале прибавленная рысь пагубно сказывается на сборе лошадей, предназначенных для пиаффирования и школьных прыжков. Боше же сумел адаптировать к современным лошадям все основные принципы Высшей Школы, работу по которой он мог наблюдать за решетками Версаля в исполнении таких мэтров, как Д’Aбзак и прочих на наварских, испанских, короче говоря, округлых лошадях. Ему мы обязаны ключевыми словами выездки, которые на смертном одре он сказал своему дорогому ученику генералу Лотту: «Только так», взяв его за руку и удерживая, и «ни в коем случае не так», притягивая ее к груди.

Верховая езда изменилась, так как изменились лошади. Пассаж стал более широким, с большим подвисанием и меньшим подъемом. То же самое и с пиаффе. Начали практиковать прибавку на рыси на тех лошадях, которые этому способствуют. Немец Ридингер предпочитал и пропагандировал лошадей, способных к Высшей Школе и школьным прыжкам, так как полагал, что эти упражнения способствуют смещению веса на зад. Сегодня такие лошади больше никому не нужны. Повторюсь, что все это мода, причем мода напрямую связана с типом лошадей, которые есть в наличии у того или иного народа. Сегодня есть тенденция к разведению стандартного типа лошади, основанного на смеси немецкой и английской крови.

Сегодня выездка Высшей Школы перестала быть искусством и превратилась в спорт, сложный спорт, требующий от лошади врожденного равновесия, доброго нрава и широких движений, не слишком тонкого склада, дабы принимать совсем не тонкое управление современных всадников, активно прибегающих к силе рук и поясницы. Это никак не сочетается с озабоченностью мягкостью и расслабленностью рта тех авторов, которых я упоминал и цитировал ранее. Большой Приз проехать сложно. Но артистический аспект в нем заменила точность машины, что является духом времени, несущим в выездку немецкую дисциплину и оказывающим влияние на лошадей, которые в большинстве своем отличаются тяжестью и мощью. Они занимают первые места благодаря правильности и рабочим качествам. Для победы первостепенно важно умение рисовать идеальные геометрические фигуры в нужный момент времени. Это очень сложно, но при этом теряется артистическая экспрессия лошади.

Однажды, когда я в очередной раз приехал в Сомюр, шеф-берейтор Кадр Нуар устроил для всадников «видео-урок». На первом видео был полковник Лезаж на англо-арабе Тэне на Олимпийских Играх в Лос-Анжелесе – легкие, незаметные средства управления, незначительное по сравнению с современным натяжение повода. Второй записью было выступление Филатова в Риме – средства управления стали значительно менее тонкими, хотя и значительно тоньше тех, что мы видим у современных всадников. Третье видео было сделано на недавних Олимпийских Играх – здесь как средства управления, так и натяжение повода были значительно заметнее и сильнее. Скорость выполнения теста увеличилась, классические элементы потеряли свою красоту и артистическую экспрессию. Такова мода. Выездка стала спортом. Но самое страшное я скажу вам сейчас. В последнем ролике было видно, как всадница выезжает верхом на лошади из конюшни. Мое изумление вызвало то, как в следующий момент лошадь развернулась на 180 градусов и несмотря на все усилия всадницы и управление поводом рванула обратно. Затем лошадь вновь появилась в воротах под той же всадницей, но в сопровождении личного тренера, который вел лошадь под уздцы… Мне безумно нравится каденция этой лошади во время езды по боевому полю 20*60м, но меня поражает, что олимпийский чемпион управляем только на плацу! Так я был несколько обескуражен тем, чем оказался чемпион мира и Олимпийский чемпион по выездке, заменивший собой то, что словами мсье де ла Гериньера в Высшей Школе называлось: «Грация является прекрасным украшением искусства»…

Share

Следуя классическим принципам

Чарльз де Кюнффи в интервью Кристоферу Гектору

Перевод: Ксения Давыдова для H-H-T.RU

Австралийский чемпионат по выездке 1986 года дал нам возможность познакомиться с одной из наиболее значимых личностей современной выездки – Чарльзом де Кюнффи. Чарльз родился в Венгрии, успешно выступал в конкуре, троеборье и выездке, был членом олимпийской сборной Венгрии. Сейчас он живет в Калифорнии и пользуется большой популярность как лектор и международный судья по выездке.

Чарльз де Кюнффи написал много книг по теории выездки, включая Dressage Questions Answered (перев. «Ответы на вопросы по выездке»).

Очевидный первый вопрос: на что вы смотрите в выездке как судья?

“Я всегда смотрю на одно и то же: насколько гибки суставы лошади, насколько эластичны ее мышцы, насколько лошадь демонстрирует свои атлетические достижения, двигаясь в легкости, неся вес на заду и оставаясь в поводу. На ритмичную каденцию при отрыве от земли, – когда лошадь не просто движется вперед, а несет себя вперед. Все это является следствием правильного расслабления, необходимого для всего остального.”

“Когда видишь признаки того, что лошадь не расслабляли традиционными методами в ходе тренинга, она не демонстрирует гибкости и эластичности. Движение останавливается в каких-то зонах тела лошади. Движение должно всегда течь через тело лошади, являющееся одним целым. Ужасно, когда оно блокируется в каком-то месте, потому что в этом случае соприкосновение с землей травмирует организм лошади… И вместо атлета мы получаем на выходе калеку!”

“На международном уровне важна не только бОльшая выраженность аллюров по сравнению с более низкими уровнями. Аллюры должны быть более воздушными, в то время как лошадям более низкого уровня подготовки необходимо чаще касаться земли для сохранения равновесия.”

“На международном уровне лошадь должна уметь как бы противостоять гравитации».

Видите ли вы какие-то конкретные проблемы, глядя на наших лошадей?

“Проблемы сейчас есть везде. Я не знаю ни одной страны, где бы все всегда было правильно. В Америке те же проблемы, что у вас в Австралии: грубо говоря, каждый всадник и берейтор занят «подготовкой» лошади к следующим стартам, в то время как больше внимания следует уделять подготовке всадников. Лошадь умеет быть лошадью, нужно всего лишь оставить ее в покое. А всадники не умеют ездить. Необходимо воспитывать всадников, и это сразу же решит проблему работы с лошадьми. Знающий всадник никогда не причинит неудобства или вреда лошади, не говоря уже о том, что не разобьет ее.”

“До тех пор, пока мы будем позволять всадникам с неправильной посадкой и неправильными средствами управления садиться на лошадей, ошибки будут только копиться. Чем больше они ездят на лошади, тем больше они ей вредят, в то время как все должно быть наоборот – чем дольше хороший всадник ездит на лошади, тем прекраснее становится лошадь. Примером тому может быть восемнадцатилетний Amon, который с каждым годом становится все великолепнее. Старше, но прекраснее.”

“В Испанской школе верховой езды есть лошади в возрасте двадцати восьми лет, которые выглядят лучше, чем в свои четыре! Здесь же лошадь достигает своего расцвета в 4 года, а затем с каждым годом становится все более больной и несчастной. А всему виной то, что мы больше не обращаем внимания на всадников. Если так будет продолжаться, то искусство будет утрачено. Искусство несет всадник, а не лошадь.”

“Нельзя ожидать, что лошадь сама выйдет из денника, поседлается и скажет «поехали». Все это идет от всадника, и если всадники не будут правильно предлагать это лошадям, мы утратим Искусство.”

Вы, должно быть, и в США сталкивались с тем, как выездковую традицию создают из ничего?

“Для нас это было большой проблемой, ведь, когда заимствуешь традицию другой страны, необходимо также заимствовать и опыт этой страны. Проблема заключается в том, что опыта остается все меньше, в то время как дисциплина развивается гигантскими темпами. Есть хорошее выражение: «эскимосом много, а тюленей мало». Каждый хочет ездить выездку, но нет специалистов, которые могли бы этому научить, и тогда становится очень выгодным учить, и каждый встречный-поперечный  берется за это, не являясь экспертом в деле.”

“Как следствие – в массе своей мы имеем очень посредственное, если не низкопробное обучение, так как те, кто им занимаются, на самом деле ничего не знают и не умеют. Насколько я знаю, ни в Австралии, ни в Америке те, кто действительно что-то знает и умеет, не делают попыток создать новый пул носителей стандартов. Даже наоборот – все ждут, пока они вымрут… и мы сможем увидеть, как новое поколение будет справляться без знаний. Ситуация крайне грустная!”

“Как и изобразительному искусству, верховой езде нельзя научиться по книгам, так как речь идет о живых существах. Знания передаются от мастера к ученику. Ученика должен кто-то учить, при этом в том, что касается базовых принципов, не нужно изобретать велосипед.”

“Я пришел к тому, что можно составить свою систему взглядов на успехи своей лошади, но заключительного штриха, пика можно достичь только благодаря крепкому фундаменту классической подготовки лошади, сформированному за последние 400 лет. Эти знания прагматичны, правильны, проверены временем и не могут изобретаться каждым всадником заново. Эти знания вбирают в себя опыт сотен тысяч всадников четырех веков. Ваши тридцать лет работы с одной лошадью не могут вместить в себя всего этого опыта.”

Изменились ли эти навыки в 20м веке с развитием спортивной выездки?

“Абсолютно нет. Они не только не изменились, но и не изменятся, и не могут измениться, потому что тело и голова лошади, равно как и тело и голова человека не изменились. Спортивная выездка – это пропагандистский слоган. Наш мир полон слоганов. Мы перестали разговаривать, мы только бросаемся устойчивыми выражениями.”

“Между классической и спортивной выездкой нет противоречия. Спортивная выездка – это классическая выездка, так как не может быть ничем другим. Раньше было так: человек решал посвятить себя тренингу лошадей и раз в четыре-пять лет выезжал на войсковой конкурс, где мог выиграть ленточку или серебряный кубок и честь поцеловать ручку графини, которая их вручала. В этом не было материальной составляющей, никто не соревновался, сейчас же это истерия.”

“Соревнования выпячивают эго и заставляют забывать о лошади. Всадники ломают головы над тем, как скрыть ошибки сырой лошади, которая не была должным образом подготовлена. Сейчас этому нашли название – «спортивная выездка», но это НЕ выездка, это насилие, которое пагубно для здоровья. Это не выездка, а хитрая и умная попытка манипулировать лошадью от буквы к букве таким образом, чтобы обмануть глаз судьи. Это не выездка и не может высоко оцениваться. И это не спортивная выездка, а просто плохая езда.”

“С другой стороны, есть общеукрепляющая, восстанавливающая выездка, которая учит лошадь прямолинейности, не имеющейся у нее от природы. Такая выездка имеет терапевтический эффект, так как учит использовать свое тело без вредя для здоровья, и, НАКОНЕЦ, такая выездка атлетична. Но все начинается с общего укрепления и восстановления, перерастающего в терапию, и лишь потом вы получаете право заниматься гимнастикой. Если после этого вы выедете на боевое поле, то 70% ваши.”

“Нет противостояния спортивной и классической выездки. Есть классическая выездка ради соревнований или тренинга. Те, кто считает спортивную выездку особым видом, всего лишь прикрывают этим отсутствие знаний и желание потешить свое эго выступлением на публику.”

А как вы относитесь к изображениям на полотнах 16го-17го веков?

“Все это было изменено Гериньером в 1732-1738. Кто-то уплыл в Америку и не услышал его, и они до сих пор ездит на скрученных лошадях с длиннющими стременами и шпорами и провисающим поводом… Мы называем этот стиль езды Вестерном. Вестерн – это выездка, которую знали те, кто покинул Европу до того, как Гериньер решил «исправить положение вещей.”

“Marzog и Ahlerich демонстрируют, как в результате вклада Гериньера расширилась рамка движения лошади.”

Marzog и АннГрет Йенсен (Anne-Grethe Jensen)

Вы имели доступ к живой традиции…

“Мы всегда считали, что верховая езда – это дело головы, духа и тела. Сейчас верховая езда стала люксом, и акцент первой фразы сместился на голову и дух, в то время как традиция оказалась под угрозой. Когда лошадь была важным рабочим инструментом, не нужно было заниматься головой всадника, так как он был вынужден с уважением относиться к лошади по финансовым соображениям (см. “История выездки“). Сейчас же, если не заниматься головами и не вкладывать в них науку, мы потеряем искусство.”

“В течение многих веков лошадь и верховая езда были частью образования европейской элиты. Те, кто был наделен правом управления, проходил обучение лошадью. Лошадь обязывала учиться, быть храбрым, сдержанным. Она учила этому всему. Не нужно было говорить о сострадании – его просто чувствовали. Править можно только при наличии определенных черт, и все эти достоинства развивались благодаря общению и работе с лошадью.”

“Следующий важный момент – наука или интеллектуальный аспект. Необходимо досконально знать анатомию и психологию лошади, а также ее физические возможности. Каждый всадник должен сам работать свою лошадь и уметь тренировать ее последовательно, естественно, системно, с сочувствием и любовью.”

“Наука позволяет предвидеть, к чему ведут те или иные средства. Что нужно сделать, если лошадь недостаточно гибкая? Вы должны разбираться в своем деле, как профессор. Вы не сможете тренировать лошадь, находясь в интеллектуальном вакууме.”

Одна из наиболее интересных идей вашей книги – диалектическое решение проблем…

“Да, именно. Нельзя добиться правильной посадки, работая над ней вне лошади. Нужно заниматься на корде, махать ногами и руками, делать наклоны и повороты корпусом и т.д. – то, что вы никогда не смогли бы позволить себе на Олимпиаде. В конце концов, вы добьетесь абсолютной неподвижности на лошади, но к этому нельзя прийти, не пройдя стадию «повышенной мобильности» в седле. Работа с лошадьми и верховая езда – это наука противоречий, но знающее это поколение медленно вымирает.”

“К классической работе с лошадью можно вернуться в любой момент, но мы не выказываем желания к ней возвращаться. Мастера все еще есть, а любое искусство живет до тех пор, пока жив последний его адепт.”

Как определить истинного мастера?

“По результату. Я знаю всадников, которые рассказывают: «Я поехал на мастер-класс, и моя лошадь сначала была просто напряженной, а потом начала истерить – осаживать и носиться. У меня онемели кисти, руки свело судорогой…’ Я на это отвечаю: “Делайте выводы». Другие рассказывают: «Сначала я весь зажался от страха, в под конец лошадь успокоилась и продемонстрировала столь элегантные аллюры, что я просто сел в седло и просто следовал за лошадью. Прекрасный день!». На это я говорю: «Вам определенно повезло попасть к знающему человеку». Все просто: не нужно быть проницательным, чтобы выявить шарлатана – его выявит неудовлетворительный результат.”

“Но каким бы великим ни был учитель, не рассчитывайте на скорый результат. Нельзя стать конником за месяц. Этому учатся всю жизнь. Все мы только учимся и ищем…”

Примечание редактора: Еще 30 лет назад Чарльз де Кюнффи высказывал свои опасения. Если бы я опубликовал это интервью до Чемпионата Европы 2011, на котором команда Хестера и Дюжардэн изменила лицо выездки, эти предостережения были бы еще более актуальными и страшными. Любопытно, что вызов классической выездке бросают не страны Нового Света, а расположенная в самом сердце Европы Голландия, не имеющая, к слову, своей национальной школы верховой езды и довольно поздно появившаяся в мире спортивной выездки. Современная выездка даже на высшем уровне все еще отвратительна, но кажется, что США присоединились к Британии в установке стандарта цивилизованной, элегантной выездки.

– Крис Гектор

Источник

Share
Share
Share