История выездки
21.01.2016Знание истории выездки необходимо для понимания ее основ и контекста.
Краткая история выездки
Отношения человека и лошади начались много тысяч лет назад и сыграли важную роль в нашей эволюции как вида. Человек начал ездить верхом на лошади предположительно между 6000 и 4000 г. до н.э. Однако, выездка как подход к подготовке лошади сформировалась в Древней Греции, где ключевую роль в ее истории сыграл афинянин, полководец-кавалерист Ксенофонт, перу которого принадлежит первая из обнаруженных на сегодняшний день письменных работ по выездке – трактат об искусстве выездки «Иппика», датирующийся 360г до н.э.
Ксенофонт был первым тренером, осознавшим роль посадки в верховой езде, и применявший более «умный» и сострадательный подход к работе с лошадьми, чем те, что применялись в то время.
Таким образом, в основе выездки лежат сугубо военные цели, а именно: сделать лошадь более маневренной и послушной в бою, более сильной, ловкой и резвой. Древнегреческий подход к тренингу лошадей был впоследствии доработан римлянами, для которых лошадь также была важной частью военной мощи.
Падение Римской империи сменилось жестокостью средневековья и повлекло за собой утрату понимания и утонченности работы с лошадью. Теперь предпочтение отдавалось более мощным лошадям, способным нести тяжесть доспехов и оружия, однако Возрождение вновь привнесло потребность в скорости, резвости и маневренности в ходе военных действий.
Набирающая популярность среди знати верховая езда в крытых манежах начала превращаться в искусство. Появились элементы, такие как боковые движения, пиаффе, пассаж, фигуры над землей (левада, курбет и пр.). В этот период выездка стала намного более утонченной дисциплиной, чем простая подготовка кавалерийской лошади. Помимо своей изначальной практической цели, она стала развлечением высших слоев европейского общества.
Это был период великих мастеров классической выездки. Их методики совершенствовались и фиксировались в литературе и искусстве. Выездка стала важной частью образования детей знати, поскольку позволяла участвовать в элегантных парадах и показах. Считалось, что она формирует характер.
Несмотря на то, что использование лошадей в армии пошло на спад, в этот период было основано несколько классических школ, в частности, Испанская школа верховой езды в Вене, которая до наших дней сохраняет старые традиции.
В современном мире акцент сместился в сторону спорта.
Это привело к изменению анатомических предпочтений в выборе лошадей с компактных иберийских, идеально выполняющих сбор и фигуры над землей (справа) на крупных, мощных верховых (внизу справа), способных к зрелищному расширению аллюров.
Хотя современная выездка является отдельной дисциплиной конного спорта, ее следует считать основой любого конного спорта, так как в процессе выездки лошадь избавляется от естественной асимметрии, обретает прямолинейность и равновесие под всадником, благодаря чему ее силы могут быть направлены на любые цели.
Фундаментальный сдвиг в ценностях выездки
До сих пор существует значительное расхождение между классической и спортивной выездкой. Интересно, откуда оно пошло?
Поскольку классическая выездка выросла из военной, это наложила определенный отпечаток на ее методы:
- Было важно максимально продлить длительность жизни лошади, поэтому тренинг должен был сделать их сильнее и выносливее. Лошади в военных школах должны были жить как можно дольше, чтобы обучать молодых кавалеристов. В то время лошади были нужны обществу, в отличии от современной жизни.
- Акцент на легкости руки и независимости посадки был сделан не случайно, ведь всаднику нужны были руки, чтобы использовать оружие, а управление лошадью обеспечивалось телом (седалище, ноги и корпус). В условиях военного сражения ответы лошади на эти средства управления, а не на руку, были вопросом жизни и смерти.
- Военные офицеры того времени должны были иметь те качества, которые воспитывались выездкой, а именно: храбрость, честь, скромность, ответственность и т.д. Это сопровождалось безусловным уважением к лошади и стремлением к работе над собой, что не является целью современной спортивной выездки, во главе угла которой стоит исключительно эгоизм. Каждый, кто ставит своей целью научиться хорошо ездить верхом, не прибегая к «быстрым» решениям, должен понимать, что это потребует самоанализа и работы над собой, честности и упорства, которые помогут всаднику понять, что в нем самом требует работы, а не винить во всех проблемах лошадь.
В современной спортивной выездке эти ценности больше не имеют места, так как не помогут достичь успеха в соревнованиях. Например, не важно, что лошадь служит только до 15 лет, ведь после нее будет другая, которая может принести еще больше успеха! Современной спортивной лошади не нужно быть устойчивой к внешним воздействиям и идеально повиноваться всаднику, что было жизненно необходимо на поле боя. Современная спортивная выездка позволяет сдерживать и контролировать лошадь поводом, и всаднику нужно отпустить повод только в момент приветствия в начале и в конце выступления. По этой причине стала ненужной независимая посадка. Наконец, с точки зрения воспитания характера современная спортивная выездка ставит победу в соревнованиях превыше всего, в том числе и благополучия лошади.
Для полноты картины спешим отметить, что это вовсе не значит, что во времена классической школы в работе с лошадью не применялась сила. Даже «великие мастера», такие как Франсуа Боше (слева) славились использованием жесткого железа и шпор.
С точки зрения содержания, классическая школа никогда не уделяла внимания естественным потребностям лошадей, обеспечивающих им здоровье и счастье.
Возможно, это связано с тем, что лучшие школы выездки периода Возрождения во Франции и Италии были предназначены для знати и располагались в крупных городах, так что лошади всю свою жизнь проводили в конюшнях, не имея никакой свободы и возможности общения (например, как конюшни Испанской школы верховой езды в Вене, см. фото). Конечно, и для современных спортивных лошадей ситуация не особо изменилась.
Именно поэтому мы поставили своей целью расставить все по местам и делать все правильно, с головой, а не слепо следовать правилам той или иной «школы». В классической выездке также много лошадей, бегающих с прогнутыми спинами, как и в спортивной, и в любые времена были как хорошие, так и дурные примеры того, как надо ездить верхом.
Нужно помнить, что, независимо от того, как глубоко мы ни изучаем и ни ценим работы великих мастеров прошлого, выездка – это не интеллектуальная деятельность, а живое искусство, которое могут сохранить только те, кто не жалеет своего времени и сил на получение необходимых гимнастических навыков и передачу своих знаний другим.
Принцип работы лошади «в поводу» (с подведением зада и работой спины за счет задействования постуральных мышц) универсален и применим к любой лошади, независимо от породы, назначения и исторического периода. Такая работа, достигнутая в результате «умного» тренинга, позволяет достичь наиболее глубокой связи между человеком и лошадью.