Что на самом деле означает понятие “в поводу”?

Лошадь в поводу, или «на заду», — захватывающий психологический феномен, доступный любой лошади, независимо от области ее применения, который следует считать основой любой верховой езды. Можно с уверенностью сказать, что это самая важная для понимания составляющая верховой езды.

Подведение зада – это безопасность лошади и всадника. За счет него лошадь обретает необходимую для комфортного несения всадника силу и гибкость, а всадник — полный контроль над лошадью. В результате, между всадником и лошадью возникает прекрасная связь и новые ощущения от возрастающей по мере улучшения физической формы красоты и экспрессии движений лошади.

Подведение зада, которое обычно ассоциируется с принятием лошадью повода, характерно не только для выездки продвинутого уровня. В большей или меньшей степени оно доступно любой лошади на любом уровне подготовки.
bit3

Подводя зад, лошадь задействует «кольцо» синхронно работающих мышц. В результате ее позвоночник вытягивается, спина и брюшные мышцы приподнимаются, таз и задние ноги подводятся под корпус, шея округляется, нижняя часть шеи расслабляется. Всадник при этом чувствует, что лошадь сливается с этим «кольцом», а мышцы, выполняющие двигательную функцию, ритмично расслабляются, придавая ее движениям экспрессию и эластичность. Обратите внимание на мягкий контакт и симметрию работы диагоналей (см. ниже). Лошадь приподнимается под всадником, обретает легкость и равновесие, ее движения становятся сбалансированными и комфортными для всадника.

Биомеханику мышечного кольца прекрасно объясняет и иллюстрирует схемами в статье “Еще раз о кольце мышц” доктор Деб Беннетт (оригинал статьи на английском языке можно скачать здесь).

Больше фотографий лошадей, работающих спиной, т.е. «от зада» или «в поводу», вы найдете в нашей фотогалерее.

Как определить, что лошадь «в поводу»:

  • Брюшные мышцы приподняты и хорошо очерчены;
  • Таз подведен, круп опущен, задние ноги подведены под корпус;
  • Шея округлена, но тянется вперед, видна работа мышц средней части шеи, низ шеи расслаблен
  • Одним из основных признаков правильной работы лошади спиной является симметричность диагональных пар конечностей на рыси. Это хорошо видно на фотографии.

Желтые линии показывают углы поднятой диагонали — подплечья и плюсны . Когда лошадь правильно работает спиной, углы одинаковы, т.е. подплечье передней ноги параллельно плюсне диагональной задней.
bit1   bit2

На второй фотографии, однако, заметна разница в углах диагональной пары конечностей: передняя нога поднята слишком высоко, в то время как задняя чуть отрывается от земли. Обратите также внимание на зажатый ганаш, что выражается в натянутом поводе (мощный рычаг мундштука находится в крайнем, т.е. наиболее жестком положении), а также на приподнятый круп, о чем свидетельствует крутой подъем поясницы за седлом. Эта лошадь получает феноменально высокие оценки на соревнованиях высочайшего уровня, несмотря на явное отсутствие корректной работы спины, необходимого условия для правильной выездки.

Присмотритесь к этим фотографиям и сравните их. Обратите внимание на разницу в направлении энергии движения.

Видите, как лошадь тянется вперед на первой фотографии? Видите, что спина лошади под всадником приподнята? Видите закрепощение лошади на второй фотографии? А прогнутую спину лошади под всадником?

Как ни странно, несмотря на очевидные признаки того, что лошадь на второй фотографии не работает спиной, она относится к более «высокому» уровню, чем лошадь на первой, хотя по логике, она должна была бы демонстрировать большее подведение зада, чем на первой фотографии.

При правильной работе высокое несение головы является последствием сильно подведения крупа за счет сокращения брюшных мышц), при этом сохраняется продольное растяжение позвоночника по всей длине. В большинстве же случаев, высокое положение головы достигается за счет набора и удерживания повода, что заставляет лошадь больше прогибаться в спине и не имеет ничего общего с настоящей работой лошади спиной, то есть «в поводу» и «от зада».

Выездка привлекает многих внешней красотой выступлений лошади и всадника, поэтому не приходится ожидать, что оценки в ней сведутся к геометрии. Ирония заключается в том, что в погоне за картинкой забывается изначальная гимнастическая цель выездки, поэтом, на наш взгляд, красота выездки в большинстве выступлений (как в спортивных, так и в конных шоу) полностью утеряна. Возможно, решением проблемы может стать применение более объективных методов судейства, например, с анализом, подобным приведенному выше — по крайней мере, он покажет, находится ли лошадь в поводу, или это всего лишь видимость.


Почему ‘в поводу’?

Почему же явление, которое затрагивает все тело лошади целиком, носит столь однобокое название «в поводу»? Дело в том, что, когда лошадь использует «кольцо мышц», ее шея округляется, а челюсть расслабляется, и всадник вместо сопротивления ощущает смягчение в поводу.

К сожалению, поскольку самыми очевидными признаками правильной работы лошади спиной являются рот и положение головы, то большинство всадников концентрируют свое внимание только на них, «играя» или «отзванивая» поводом, или, что еще хуже, просто дергая лошадь за рот — селекция позволила получить спортивных лошадей, которые ставят голову в нужное положение просто от натяжения повода, в то время как обычные, «неперспективные» лошади будут этому сопротивляться.

Мы считаем, что концентрация внимания на передней части лошади характеризует поверхностный подход, так как настоящее смягчение лошади в поводу является исключительно результатом правильной работы всего ее тела, и само по себе не имеет никакой ценности или пользы ни для лошади, ни для всадника. Мундштучное оголовье также оказывает эффект искусственного смягчения челюсти лошади.

Результаты работы лошади «в поводу»

Правильная работа лошади в поводу благотворно сказывается не только на ее физическом, но и психологическом состоянии. Как только лошадь начинает нести себя сама за счет слаженной работы постуральных мышц и взаимодействия с «кольцом» постуральных мышц всадника, она расслабляется. Отсутствие равновесия при работе под седлом вызывает у лошади физическое и психологическое напряжение. Будучи по природе своей легкой добычей хищников, лошади, оказавшись вне табуна, находятся в состоянии сильного стресса.

Удивительно, что, ставя лошадь в повод, Вы не только создаете между ней и собой особую связь, но просите ее полностью доверить Вам свое тело. Это выражается в уступке шенкелю, когда вы просите лошадь согнуться в повороте (в естественных условиях она бы сделала с точностью до наоборот), и в «отключении» рефлекса бегства, когда всадник смещает ее равновесие с переда на зад.

Отдаваясь таким образом всаднику и обретая равновесие в движении под ним, лошадь начинает чувствовать себя защищенной. Связь с человеком дает лошади то же чувство защищенности, что и табун. Всадник становится для лошади ее «табуном», лидером, с которым она может расслабиться психологически и эмоционально.

Важный момент: при правильной верховой езде вы достигаете доверия и добровольного повиновения лошади за счет физического и гимнастического воздействия, показывая ей, что движение в равновесии – это безопасность.

Мы не верим в то, что такую степень психологического спокойствия можно достичь за счет психологической тренировки, которую практикуют многие методы натуральных отношений (Natural Horsemanship, далее НХ). Лошади – крайне физические существа, их психологическое состояние напрямую зависит от того, как они себя чувствуют. В домашних условиях лошади в большинстве случаев лишены защиты табуна, всадник нарушает их естественный баланс, поэтому для обретения психологического спокойствия, а может и чего-то большего, лошади необходимо, чтобы всадник вернул ей чувство защищенности посредством связи через повод.

Именно поэтому важное значение для тренировочного процесса имеют условия содержания лошади. Если несчастливое существование в целом (например, изолированное содержание в конюшне) вызывает у лошади стресс и напряжение, то ей будет сложнее расслабиться и доверить свое тело всаднику. Мы заметили, что у лошадей эмоциональный стресс зачастую выражается в напряженности диафрагмы, что напрямую мешает постановке лошади в повод, так как правильная работа требует задействования мышц корпуса.

К сожалению, похоже, что современная выездка считает напряжение благотворной и желанной составной часть работы лошади, поэтому всадник в процессе тренировки не только не пытается избавиться от стресса, связанного с противоестественным содержанием лошади, но усиливает его применением силы, что награждается высокими оценками на соревнованиях.
Изначально одной из целей выездки было получить спокойную лошадь, доверяющую всаднику настолько, чтобы участвовать в военных действиях. Сомневаемся, что современные звезды выездки могли бы это сделать…


Статья «Философия тренировки: притча о двух лодках» образно демонстрирует гармоничную связь, которую можно получить, если уделять внимание качеству движений лошади и развивать постуральные мышцы, необходимые для управления ее движениями, а не довольствоваться поверхностным успехом, который быстро достигается за счет сдерживания лошади поводом.


Как поставить лошадь в повод?

Это один из ключевых вопросов выездки!

Почему? Потому что речь идет о фундаментальной трансформации (до определенной степени), которую любой всадник должен постоянно производить в лошади, независимо от выбранного вида конного спорта.

Хорошо знать, что такое работа спиной (т.е. «от зада»), однако важнее понимать, как этого добиться и что чувствуешь, когда лошадь находится в поводу.

Чтобы лошадь начала задействовать постуральные мышцы, подвела зад и начала работать спиной, всадник должен начать с себя, укрепив собственные постуральные мышцы, добившись необходимой гибкости определенных суставов и, что самое главное, избавившись от зависимости от повода для сохранения равновесия и контроля. Только после этого приходит осознание прямолинейности (выпрямления и сгибания), а также умение корректировать седалищем баланс лошади и ее продольное вытягивание.

Наш опыт показывает, что для того, чтобы поставить лошадь в повод и добиться движения от зада, всадник должен использовать те же мышцы и суставы, что и лошадь. Это является частью прекрасной «симметрии» верховой езды как гимнастического искусства. Больше информации на эту тему вы найдете в статье «Биомеханика всадника».

Научившись за счет постурального воздействия правильно и стабильно «включать» постуральное кольцо лошади, вы получите новые возможности, которые откроют для вас совершенно новый мир верховой езды.

Если разбить теорию верховой езды на составные части и объяснить, как тело всадника на самом деле влияет на лошадь, а затем выстроить эти элементы в работающую систему, то исчезают загадки и недопонимание, так часто разочаровывающие всадников, стремящихся улучшить свои навыки.

Будь то спортивная или классическая выездка или просто верховая езда себе в удовольствие, принципы едины. Гимнастическая гармония лошади и всадника, которой можно добиться в результате правильной работы, — поразительный феномен в любом контексте. Многие наши клиенты считают, что к чувству единства с лошадью за счет объединения постуральных колец лошади и всадника, то есть к работe лошади «в поводу», прийти очень. Для нас же это основа всей верховой езды.


Книга «Гимнастическая верховая езда» (The Gymnastic Rider) доступна исключительно на нашем сайте Happy Horse Training. Это доступное, пошаговое руководство научит Вас правильно «ставить лошадь в повод», добиваться подведения зада и работы спины. Следуя инструкциям книги, любой всадник может добиться правильной посадки, положения ног и эффективной работы постуральных мышц, однако основные элементы покажутся большинству всадников неожиданными и нелогичными. Именно поэтому так мало всадников и тренеров правильно понимает и практикует работу лошади «от зада» и «в поводу».

Статья «Верховая езда в равновесии» более подробно рассказывает о книге и философии, лежащей в ее основе. Вы также можете бесплатно скачать 15 страниц введения.