Фундаментальные проблемы классической выездки. Пол Беласик. Часть 3

В видео Classical Versus Classique, Кристоф Хесс, руководитель департамента тренинга федерации верховой езды Германии, дает показательный урок. Он превозносит ритм и делится своими соображениями о правильном пиаффе и пассаже. При этом он вообще не упоминает того факта, что задние ноги лошади работают так близко друг к другу, что становится физически невозможно показать правильный сбор, а тем более правильное пиаффе или пассаж.

В своем анализе и комментариях господин Хесс полностью игнорирует эту манеру двигаться несмотря на то, что она не позволяет лошади сместить вес на зад.

Я ни в коем случае не упрекаю господина Хесса; я всего лишь показываю типичный для влиятельных тренеров и востребованных судей ход мысли: невнимательность к движениям конечностей и отклонениям в них. Именно так лошади получают 9 или даже 10 за пиаффе, в котором задние ноги работают так близко друг к другу, что практически наступают в один и тот же след, а при подъеме отводятся в стороны от оси позвоночника. Что может такой характер движения ног рассказать о правильности выполнения упражнений и сбора?

Говоря о движении конечностей, можно выделить две тенденции – разведение (в стороны) и сведении. Двуногие балансируют на двух ногах. Если одна нога травмируется, здоровая нога смещается ближе к оси тела, чтобы принять на себя больше веса и облегчить больную ногу. У четвероногих конечности также могут двигаться со смещением к или от линии позвоночника, а также вперед и назад, ставиться треугольником, как ноги слона на тумбе, или разводиться в разные стороны по трапеции и прогибаться в спине, что характерно для прогулочных (аллюрных) лошадей.

“Треугольное” пиаффе встречается очень часто. Лошадь опускает и подводит зад, но при этом он несет очень мало веса, потому что передние ноги смещены назад под центр тяжести. Получается, что основной вес лежит на переду, а зад всего лишь поддерживает ритм пиаффе. В этом случае задние ноги не работают так, как должны при корректно выполненном сборе. Работающие таким образом лошади обучены не нагружать, а облегчать зад.

Это часто встречается тогда, когда тренеры уделяют больше внимания ритму, нежели смещению веса и правильному силовому тренингу. Обратная ситуация – когда лошадь прогибает спину на пассаже и пиаффе, так что ее движения напоминают движения прогулочных (аллюрных) лошадей. В этом случае ее задние ноги отставлены назад – как говорил знаменитый генерал Лотт : «…зад жалко следует…».

По мере того, как тренеры пытаются увеличить степень подвисания или каденции при выполнении пассажа и пиаффе, лошадь может расставлять передние ноги в стороны, пытаясь за свет этого приподнять перед при отталкивании от земли. Лошадь вроде бы пытается выполнить сбор, но толкается передними ногами вверх и вбок, что приводит к раскачиванию – балансе. В этом случае подъем осуществляется не за счет спины и задних ног, чего требует правильное выполнение упражнения, а за счет переда, когда лошадь толкает вес вверх и назад передними ногами.

Неправильное начало пассажа

Сейчас я понимаю, почему писатели прошлого называют пиаффе пассажем на месте.

Балансе как результат попытки лошади достичь подъема и импульса за счет передних ног. 

Другая распространенная ошибка в работе ног – шаг канатоходца или лисий ход, при котором передние ноги смещаются внутрь к продольной оси лошади. При этом каждая нога ступает близко к оси и движения лошади напоминают движения лисы или хромающего человека. Эта ошибка является результатом стремления сохранить силы, а вовсе не показателем их наличия. Еще хуже, если задние ноги также подводятся под корпус. Это является серьезной ошибкой, особенно, если тенденция усиливается по мере увеличения степени сбора.

Пассаж с раскачиванием: вид спереди 

Чтобы предмет сохранял равновесие и не падал, вертикальная линия, проведенная от центра тяжести вниз должна проходить в зоне опоры, в противном случае он перевернется. В случае четвероногих в этом есть сложность, так как баланс и опора распределяется между передними и задними конечностями. Сравнивая лошадь с тяжелоатлетом, который шире расставляет ноги, когда берет больший вес, показателем правильности подъема и сбора лошади является более широкая постановка передних или задних конечностей. Если тяжелоатлет попробует поднять тот же вес, стоя ноги вместе, ему придется компенсировать это другими частями тела, неприспособленными для подъема тяжестей. Та же самая физика и биомеханика и у лошади. Например, если ноги лошади ступают вблизи ее продольной оси, то при сборе она попытается достичь подъема за счет отталкивания задом, но из-за недостаточной силы постуральных мышц инерция движения будет ее раскачивать. В большей степени этот эффект является следствием закрепощенной спины и недостаточной силы постуральных мышц. Недостаточная физическая форма не позволяет лошади сохранять равновесие. При правильном сборе лошадь должна расставить задние ноги и взять на них вес. Постуральные мышцы должны быть настолько сильными, чтобы подъем диагональной пары конечностей не сопровождался поворотом корпуса.

Пассаж с раскачиванием: вид сзади

Если хотите почувствовать, о чем идет речь, возьмите гимнастический мяч и лягте на него плечами, как показано на фотографии ниже: колени согнуты, голень перпендикулярна земле. Теперь попробуйте поднять сначала одну ногу, затем другую. Попробуйте сделать это, когда ноги стоят близко друг к другу, а затем расставьте их пошире. Вы почувствуете, насколько проще поднять ногу и не развернуть при этом корпус, когда ноги стоят широко. Пиаффе и пассаж должны быть демонстрацией силы лошади в результате прекрасной техники сбора. Как и в случае с тяжелой атлетикой, эти упражнения должны нести пользу, а не вред.

Поднимаем сначала одну ногу, потом другую

Есть одно известное видео Большого Приза со знаменитым всадником и тренером на красивой серой кобыле. Видео было снято, чтобы продемонстрировать правильное выполнение этих элементов. Однако на пиаффе и пассаже лошадь прогнута и закрепощена в спине. Результат – она не может подвести зад. Лошадь пытается согнуть задние ноги, но они отставлены назад. Вид сзади показывает спазматические движения задних конечностей в стороны. Они не могут держать вес, хоть и пытаются.

Как я уже писал во второй части этой статьи, эту лошадь либо не научили правильно подсаживаться на зад, используя поясничную и подвздошно-поясничную мышцы, либо есть какая-то физическая причина, которая мешает ей это сделать. В любом случае, ее спина зажата, а ноги не подводятся под центр тяжести. Езда в слишком глубоком положении вперед и вниз также закрепощает спину и не способствует сбору.

Другой пример – великолепный спортивный конь Валегро, которого зачастую ставят в пример благодаря его строению «в горку» и четкому ритму, но и у этого коня проблемы с пиаффе. Несмотря на подведенные задние ноги, если посмотреть на него сзади, заметно, как при подъеме он разводит ноги в стороны, а потом ставит фактически в одно и то же место. Расстояние между ногами, таким образом, должно показывать, насколько правильно с точки зрения техники выполняется упражнение и где на самом деле находится масса тела. Пиаффе – это постоянный сбор, при котором вес полностью несется на заду, и, как и при выполнении левады, пиаффе должно быть демонстрацией правильной техники, силы и смещения баланса на зад.

В целом, постановка конечностей под корпус является попыткой компенсации. Более широкая постановка ног свидетельствует о попытке взять больше веса. При этом есть множество причин, по которым конечности могут работать неправильно, в частности, анатомические особенности, при которых лошадь всегда так двигалась, и это не является результатом тренинга. Наконец, лошадь может при подъеме отводить ноги в стороны, потому что ей не дают двигаться вперед. Человек с ногой в гипсе тоже выбрасывает ее вперед через сторону, потому что не может согнуть. Однако, если при сборе заметны отклонения, это может расцениваться как знак слабости или асимметрии.

Хорошие пиаффе, пассажи и пируэты являются показателем постуральной силы и владения телом. Правильный сбор – показатель того, что всадник работал над правильными группами мышц. Внимание к этим упражнениям тесно связано с вниманием к правильной, здоровой технике их выполнения. Недостатки техники может быть очень сложно исправить впоследствии, не говоря уже о том, что они могут стоить здоровья и даже жизни. Именно поэтому нужно внимательно наблюдать и правильно работать. Судьи не должны игнорировать неправильную работу конечностей, особенно, если это проявляется или обостряется в упражнениях на сбор. Всадники и тренеры должны обладать наблюдательностью, чтобы на ранней стадии заметить их и скорректировать программу работы. Поочередная поддержка лошади шенкелями может помочь устранить раскачивание.

Моя задача сейчас – не трактат о возможных ошибках в движении конечностей, а намек на то, что отклонения от нормы могут о чем-то говорить и не должны оставаться незамеченными. К тому же, чтобы оценить качество сбора, необходимо смотреть на всадника и лошадь с разных сторон – спереди, сзади и сбоку. Внимание к деталям может помочь вовремя заметить и устранить отклонения на ранней стадии, пока они не вошли в привычку. Сбор требует аккуратности. Ошибки в движении конечностей нельзя игнорировать и тем более поощрять.

Перевод: Давыдова Ксения для Strada Saddles Russia

Источник

Share

No Comments

Post a Comment

12 − четыре =

Share
Share