История: положение седла.

Перевод: Давыдова Ксения для Strada Saddles Russia

«Эта подборка не может претендовать на объективность. Я выбрала эти фотографии с целью показать, как по-разному люди сидели на лошади в разное время…

С течением времени наблюдается тенденция к смещению с поясничного отдела вперед к холке, что обеспечивает всаднику боле тонкий контроль в том случае, если он сидит раскрепощенно. К 13му веку европейские всадники сдвинулись настолько вперед, что седло и вальтрап оказались на плечах лошади, что не могло не отражаться на качестве движений передних конечностей. Ленчики многих седел 17го века упирались концами в лопатки лошади. В 20 и 21 веке некоторые седла также мешают работе плеч лошади, поэтому седло нужно подбирать с помощью специалиста, своевременно чистить его и перенабивать. Спина лошади меняется с течением времени. Правильный тренинг развивает мышцы линии верха, в связи с чем требуется ежегодная подбивка седла.

Несмотря на хронологический порядок фотографий, я не ставила своей целью демонстрировать историю верховой езды или выездки…»

Итак, приступим:

Посадка «на осле». Рисунок на глиняной табличке.

Источник: Juliet Clutton-Brock (1992), Horse Power: A history of the horse and the donkey in human societies, рис. 4.13, стр. 66.

Примечание: кольцо в носу и гурта (чтобы держаться?). Всадник сидит на крупе. Прямо под ним – мощные задние ноги лошади. Современная посадка за холкой обеспечивает всаднику более тонкий контроль, но для лошади обозначает дополнительный вес в том месте, где под ним нет опоры.

Протокоринфская роспись. Именная ваза, примерно 700 год до н.э.

Источник: Rasmussen, Tom and Nigel Spivey. 1991. Looking at Greek vases. Cambridge University Press, Cambridge, UK. Илл. 25, стр. 64.

Примечание: Всадник сидит без седла и вальтрапа в области соединения крестцово-подвздошного сустава и грудного отдела позвоночника. Всадник смещается вперед ближе к передним конечностям лошади.

Ваза с Халкидики. Примерно 540 г. до н.э. BC.

Источник: P.E. Arias, 1962, History of 1000 Years of Greek Vase Painting, Figure XXVI, Harry N. Abrams, Inc., New York.

Примечание: Всадник все еще сидит посередине спины лошади, что сказывается на посадке.

 

Каролинги, примерно 860-870г н.э., статуэтка изображает императора династии Каролингов Карла Великого. Портретные черты, однако, больше напоминают Карла Смелого, нежели его дедушку Карла Великого. Средневековые художники не уделяли особого внимания тому, какие конечности лошади двигаются синхронно, но на этом изображении гордая стать лошади с поднятой передней ногой напоминает Римские формы.

Источник: Walter Liedtke (1989), The Royal Horse and Rider: Painting, Sculpture, and Horsemanship 1500-1800, Black and White Plate 13, стр. 151.

Примечание: Седло и вальтрап лежат на холке, всадник сидит в положении «как на стуле». К этому времени европейцы уже пользовались стременами. Лошадь изображена на шагу или тихой иноходи. В то время иноходцы особенно ценились за комфортность аллюра, отсюда и столь неуклюжая посадка. Нога всадника согнута в колене.

Симоне Мартини, фреска «Гидоричо де Фолиано», 1328. Сиена, Палаццо Публико, зал совета. На заднем плане (на данной иллюстрации не видно) замки Монтимасси и Сассофорте, захваченные Гидоричо де Фолиано после победы над пизанцами в Сиене, а также его лагерь, обозначенный палисадами и зубчатыми стенами.  Один из самых старых средневековых портретов. Поверх доспехов надет плащ с геральдическим орнаментом с гербом. Попона на лошади из той же ткани.

Источник: Geoffrey Grigson, 1950, Horse and Rider: Eight Centuries of Equestrian Paintings, Thames and Hudson, New York.

Примечание: Всадник сидит слишком впереди, практически на плечах лошади.

Энтони ван Дайк, Чарльз I, (Король Англии) на коне, 1635, холст, масло.

Примечание: прямая нога всадника (в отличие от согнутых в колене ног иберийских всадников). Седло и вальтрап слишком впереди.

 

 

Альберт Кёйп, «Пейзаж с серой лошадью». Год неизвестен.

Примечание: четкое изображение седла и уздечки. Судя по амуниции, изображение относится к 17му веку. Возможно, лошадь охотничья (три подпруги, ружь и собака)..

 

Плечом внутрь: École de Cavalerie: contenant la connaissance, l’instruction et la conservation DU CHEVAL (перев. «Школа кавалерии: знание, обучение и сохранение здоровья лошади») Франсуа Робишон де ла Гериньер, раннее издание, 1729

Примечание: это ранняя иллюстрация упражнения. Гериньер стоит рядом со своим учеником. В более поздних издания Мастер выглядит более дородным, а фон более богатым… Нога всадника немного согнута в колене, корпус чуть за вертикалью. Седло и вальтрап слишком впереди, хотя на гравюре Парроселя заметно, что вальтрап был мягким.

 

Пассаж: École de Cavalerie (перев. «Школа кавалерии»), Франсуа Робишон де ла Гериньер, 1729

Примечание: колено всадника чуть согнуто. Обратите внимание на приоткрытый рот лошади и слюноотделение. Хлыст готов скорректировать положение затылка. Правая рука развернута кверху, чтобы не тянуть за рот (попробуйте и почувствуете, что в таком положении верхняя часть руки и область лопатки относительно расслаблены).

Седло и вальтрап слишком впереди.

 

Следующий фрагмент взят с сайта, посвященного делу Дрейфуса о шпионаже:

Андре Монтейхе в своей книге Maitres de lOEuvre Equestre (перев. “Мастера конного дела) (1979, 106ff.) дает короткую биографию Дюпати де Клама.

“Шарль Мерсье Дюпати, Маркиз де Клам, родился 4 декабря 1744 года в Ларошеле, где его отец служил президентом казначейства Франции в департаменте финансов… Свое первое образование он получил как молодой аристократ в академии города Кан, директором которой в то время был мсье де ла Пленьер, королевский всадник (Версаль), известный многосторонностью своих талантов и женатый на племяннице Гериньера… Ла Пленьер располагал анатомической коллекцией, с помощью которой демонстрировал своим ученикам взаимосвязь между скелетом и мышцами лошади и человека в рамках принципов и практической реализации конного дела. Дюпати де Клам с большим уважением относился к трактату Лафосса Traite dhippiatrique (перев. “Иппологический трактат”), который,  говоря его словами ‘сделал эту науку обоснованной, понятной и легкой для восприятия’. Академические труды Дюпати де Клама, его академические дискуссии и перевод труда Ксенофонта «О конном деле»/”О лошади” демонстрирует, что Пленьер давал студентам Канской академии обширные знания, так как маловероятно, что молодой человек выучил древнегреческий я рядах мушкетеров. В мае 1762 по рекомендации «патрона» Дюпати де Клам присоединился к первой компании мушкетеров («серой»), в которой и служил до отставки 1 декабря 1769. … Свою первую книгу Pratique de lequitation (перев. “Практика верховой езды”) он посвятил капитану де ла Шезу. Он вернулся в Ларошель и вступил в члены Академии Наук своего города, позже присоединившейся к академии наук Бордо, где и опубликовал свою рукопись Discours sur les rapports de lequitation avec la physique, la geometrie, la mecanique et lanatomie (перев. «Дискурс о взаимосвязи верховой езды с физикой, геометрией, механикой и анатомией»). Дюпати де Клам скончался в Париже 12 ноября 1782 года в возрасте 38 лет. Он разделял со многими своими современниками интерес к науке и традиционной классической культуре. Он владел древнегреческим и считал работу Ксенофонта «О лошади» «одним из прекраснейших памятников конного дела, оставленных нам древними греками». Он пользовался точными и естественными науками для обоснования своих теорий: «Геометрия, анатомия и механика дают нам первые правила верховой езды. Любой, кто в здравом уме, не будет сомневаться в их валидности. Куда мудрее руководствоваться известными науками, нежели своими прихотями» [ Pratique de l‘équitation ou lart de l‘équitation réduit en principes (перев. “Практика верховой езды или искусство верховой езды в принципах”]

Дюпати де Клам является большим авторитетом в вопросах классической выездки. К сожалению, его имя и книги практически преданы забвению, поскольку он оказался в тени Гериньера. В 19м веке внимание всех привлек новый метод тренинга Боше, и более старые авторы остались без внимания.

Труд «La Science et lart de lequitation, demontres dapres la nature ou théorie et pratique de l‘équitation» (перев. «Наука и искусство верховой езды на примере природы или теории и практики верховой езды») был опубликован в Париже в 1777 (1776?).

Примечание: в своих работах де Клам оспаривает позицию Гериньера относительно того, что упражнение плечом внутрь развивает гибкость плеч. Он объясняет, почему слишком много работы в два следа на маленьком вольту вредно для лошади.

Из трактата де Клама. Обнаженный всадник позволяет читателям увидеть положение всадника на спине лошади. Обратите внимание на широкую подпругу и ее положение, не затрагивающее грудные мышцы.

 

 

 

Де Клам уделял большое внимание положению всадника.

 

 

 

Примечательно, что на гравюрах с изображением де Клама у лошадей поднят затылок, нос находится перед линией отвеса. Подпруги широкие и проходят на расстоянии от локтей.

 

 

 

Следующий важный этап – Франсуа Боше.

Боше на Капитане, пиаффе.

 

 

 

Боше на Бюридане, пиаффе.

 

 

 

Боше на Партизане, пиаффе.

 

 

 

Боше на Партизане, менка в воздухе.

 

 

 

Боше на Партизане, пассаж.

Источник: Souvenirs équestres (перев. “Конные воспоминания”), 1842

Примечание: Иллюстрации взяты с финского сайта Алэна Фабра, где можно найти много информации о книгах по классической выездке (на французском языке). Меня же интересует только положение седла. Боше и его лошади изображались разными художниками, по работам которых можно судить о разнообразии седел, уздечек и железа. В те времени работа с лошадью демонстрировалась в цирке. Соревнования по выездке появились много позже.

Один из лучших друзей доктора Генри ван Шайка (Dr. Henri van Schaik), Мастер выездки Эгон фон Найндорф на Ягуаре. Из фотогалереи Dressage.com.

Фон Найндорф в процессе работы: «Где мы теряем след классической выездки: некоторые современные спортивные лошади механически выполняют элементы, однако если элемент выполняет не гибкая, бережно подготовленная лошадь, он выполняется неправильно…»

 

Господин Артур Коттас-Хельденберг (пассаж) 1984
Источник:
Выставка испанской школы верховой езды в Мэдисо Сквер Гарден, Нью-Йорк. (NLN photo)
Господин Коттас является Первым шеф-берейтором испанской школы верховой езды в Вене и несет в будущее около 430 лет традиции верховой езды. Современный Мастер выездки, автор великолепных видео. Седла в школе производятся с учетом особенностей спины липицианов. Много фотографий можно найти на сайте Dressage.com

Источник

Share

No Comments

Post a Comment

9 − четыре =

Share
Share