Фундаментальные проблемы классической выездки. Пол Беласик. Часть 2.

Проблема: отставленные задние ноги, прогнутая спина, очевидно зажатая в течение всей езды

В этой части я хотел бы поговорить о прогнутой спине лошади, что встречается все чаще и, что самое страшное, становится нормальным в элитарной выездке в том числе при сборе.

Я только что посмотрел пару видео спортсменов национальной сборной на Большом Призе. На остановке перед судьями обе лошади были практически идентичны: обе стояли ровно, но с откляченными задами и прогнутыми спинами. Во время езды, особенно на рыси, было заметно, что они прикладывают усилия для движения с выраженным подвисанием, но при этом зад ни у одной, ни у другой лошади не работал в правильном понимании этого термина. На пиаффе все стало еще хуже. Задние ноги работали “на отхлест”, а спины были прогнуты и выглядели напряженными. Еще я посмотрел урок с известным испанским тренером, который объяснял, как делать переходы пиаффе-пассаж, на лошади с абсолютно прогнутой спиной. Такая работа сейчас не редкость как на соревнованиях, так и в рамках рутинного тренинга. Что же происходит? Неужели больше никто не умеет правильно ездить? Безусловно, когда всадник не сбалансирован и сидит так, что его вес оказывается позади его ног, лошадь под давлением его веса прогибается. Злоупотребление поводом закрепощает шею и также ведет к прогибанию спины, но я считаю, что это не основная причина.

Прогнутая спина на пассаже

Плохое сложение лошадей? За многие годы мне пришлось замерить сотни лошадиных спин. Я считаю, что длина спины безусловно влияет на способность лошади к сбору. Самая короткая спина, которую мне приходилось мерить, составляла 66 см, самая длинная – 96,5 см, при этом длина спины никак не связана с высотой в холке. Когда спина очень длинная, лошади сложнее подвести задние ноги для сбора. Доктор Хилари Клейтон установила, что, пожалуй, одной из наиболее важных характеристик спортивной лошади является наклон бедренной кости вперед, поэтому вполне логично, что особенности анатомического строения лошади влияют на ее рабочие качества. Однако, сейчас у нас перед глазами много хорошо сложенных лошадей разных пород с прекрасными физическими данными, и я не думаю, что причиной прогнутых спин является их сложение.

Неправильная подготовка? Мне кажется, да. Лошадей просто не учат подводить зад. Эта работа должна начинаться рано. Одержимые передом, положением головы и шеи (низким или высоким) или сгибанием, тренеры и всадники не учатся чувствовать действительно важные части лошади – то, что расположено непосредственно под и за седлом, то, что всадник не видит. Сколько большепризных всадников может выполнить переход рысь-шаг с правильным положением головы, но при этом не осознавая, что скакательные суставы все-время закрыты хвостом, а спины их лошадей прогнуты?

За сгибание подвздошно-крестцовой зоны отвечают поясничная и подвздошно-поясничная мышцы. Такое подсаживание предшествует истинному сбору.

Сбор – это определенная техника. Если провести воображаемую перпендикулярную линию от крайней точки крупа к земле, то скакательные суставы и ноги лошади в сборе должны быть перед ней. Мышцы, в частности, краниальная большеберцовая, сгибают и выводят вперед скакательный сустав по окружности, осью которой выступает тазобедренный сустав. Однако, за сгибание в подвздошно-крестцовой зоне отвечает поясничная и подвздошно-поясничная мышцы. Такое «подсаживание» на зад еще называется «подведением зада», предшествует истинному сбору. Я говорю «предшествует сбору», так как сначала лошадь нужно научить подводить зад, а затем, по мере того, как она становится сильнее, можно увеличивать нагрузку. Это сравнимо с тем, как тяжелоатлета учат правильной технике выполнения упражнений перед тем, как увеличивать вес. Когда молодых лошадей работают в длинной рамке, низко опуская руки, зад облегчается. Если так работать долго, корпус лошади становится менее гибким, а баланс смещается на перед. Так лошади ставят неправильную технику, которая позже скажется на сборе.

Молодым лошадям нужно ставить правильную технику, отрабатывая четкие переходы рысь-остановка, шаг-галоп, галоп-шаг. Всадник должен сидеть легко, чтобы помогать лошадь округлять спину – сгибаться в подвздошно-крестцовом суставе, чтобы задние ноги подводились под центр тяжести. При этом у всадника должна быть достаточно крепкая спина и постуральные мышцы, потому что благодаря ним он не позволяет лошади завалить себя вперед или пройти через повод. Поначалу большинство лошадей пытается пройти через повод и свалиться на переходе на перед, но, если не отдавать лошади руки, она научится останавливаться по-другому – подводя задние ноги под корпус. Поразительно, что о ценности этих упражнений говорили еще во времена герцога Ньюкасла.

Парафразирую герцога Ньюкасла: «Вся цель выездки сводится к получению лошади на заду, и позвольте поделиться с вами лучшими из известных мне упражнений для этого: рысь-остановка, рысь-остановка”. Если правильно выполнять это упражнение, при тренере, который будет следить за тем, чтобы скакательные суставы обеих ног находились перед воображаемой линией отвеса от крайней точки крупа к земле и чтобы между рысью и остановкой не было шага, лошадь постепенно научится останавливаться с меньшим упором в повод, потому что будет смещать вес назад. Это простое упражнение имеет практически ту же ценность, что и пиаффе с тем преимуществом, что его могут выполнять молодые или неопытные лошади для укрепления мышц и приобретения необходимой для сбора техники.

Неопытным всадникам зачастую проще почувствовать подсаживание или подведение зада на переходах галоп-шаг. Для этого лошадь следует поставить на  обычный, спокойный галоп. Работая на кругу 15м, нужно седалищем и спиной начать просить лошадь подвести зад, добавляя шенкель, если лошадь не реагирует на воздействие корпуса. Как и на переходах рысь-шаг, доказательством правильности выполнения перехода будет то, что лошадь окрепнет и научится правильно использовать задние конечности – всадник в этом случае будет чувствовать все меньше веса в поводу в момент максимального замедления движения. Очевидно, что очень важно чувствовать, когда что делать, а это требует практики. Если всадник не вовремя толкнет лошадь седалищем или слишком активно, слишком рано или слишком поздно (в рамках темпа аллюра) двинет лошадь вперед, то она прогнется в спине, что плохо скажется на поясничной и подвздошно-крестцовой мышцах, сковывая движения.

Именно в этом современным всадникам не хватает теоретических и практических знаний. Без правильной базы и чувства лошади они не способны научить своих лошадей постепенно нагружать зад и со временем нести на нем больше веса. Вместо этого, по мере усложнения упражнений, неподготовленные лошади начинают все больше уходить от работы. Сбор – это не только сгибание задних конечностей, опускание зада и ускорение шага. Сбор определяется раскачиванием и переносом веса. Как и при правильной технике в тяжелой атлетике, когда лошадь подводит зад, упражнения становятся полезными, а не рискованным. Я описал первые шаги. По мере того, как лошадь будет набирать физическую форму, перенос веса достигнет своего апогея в леваде, при исполнении которой передние ноги вообще не несут на себе веса. Даже самые обычные лошади выглядят элегантнее, когда их баланс улучшается.

Левада

Опытные конники всегда внимают хорошим советам. Я убежден, что всадникам следует: (1) включить в свою программу работы с молодыми лошадьми эти простые упражнения, которые можно пересчитать по пальцам, (2) поменьше ездить с низким положение головы, (3) включать в программу тренировок больше упражнений, смещающих  центр тяжести на зад, а не на перед, (4) больше времени тратить на развитие чувства лошади седалищем, чтобы понимать, что происходит под и за ними. (Может ли всадник сказать, подставлены ли задние ноги лошади на остановке или отставлены?). Тогда, мне кажется, всадники получат прекрасные результаты.

В следующей части мы поговорим о неправильной работе конечностей.

Продолжение следует…

Перевод: Давыдова Ксения для Strada Saddles Russia

Источник

Share

No Comments

Post a Comment

3 × 2 =

Share
Share