Блог

Вперед и вниз – другое измерение

Работа лошади вперед и вниз уже давно стала предметом споров, причем большое распространение получило мнение, что при работе с опущенной головой лошадь двигается на переду. Появившиеся в последние несколько десятилетий сомнительные методы работы, – в первую очередь роллкюр/гиперсгибание или LDR, – привели к еще большей путанице.

Многие всадники в своем стремлении работать правильно приняли за аксиому понятие “нос перед вертикалью”, при этом далеко не всегда обращается внимание на то, работает ли лошадь спиной.

Правильное выполнение вперед и вниз не может быть навязано лошади силой. Отличить правильное выполнение вперед и вниз от неправильного зачастую бывает крайне сложно, потому что далеко не все ошибки очевидны. В чем же разница?

В первую очередь, разница в том, как вы добиваетесь от лошади движения вперед и вниз. Правильное выполнение вперед и вниз является результатом создания правильного баланса лошади, а не прямого воздействия на положение головы. Лошадь сама опустит голову тогда, когда всадник выдвинет ее вперед от зада. Вперед и вниз является естественным ответом лошади на активизацию зада.

Добиться опускания головы таким образом, увы, не просто, равно как непросто добиться от лошади прямолинейности – но в этом и заключается смысл работы. Как бы соблазнительно ни было опустить лошади голову каким-то воздействием – кто-то опускает вниз и разводит в стороны руки, кто-то постоянно отзывает или просто тянет за повод, кто-то прибегает в “дополнительным средствам”, в частности, коротким развязкам, шлее пессоа, “системам для лонжирования”, шпрунтам и т.д., – нужно помнить, что любое такое воздействие делает полученное таким образом вперед и вниз бессмысленным, если не вредным, потому что оно не является результатом работы от зада, и потому что таким образом вы блокируете поток энергии. В результате лошадь не работает задом и сваливается на перед.

Если вы хотите улучшить качество движений лошади, нужно оставить в покое ее голову и заняться укреплением ее постуральных мышц.

Работайте над сгибанием в боку и медленным, ритмичным движением вперед. В процессе работы лошадь начнет сама предлагать вам вперед и вниз – сначала нестабильно, но это будут моменты, когда паззл будет складываться сам собой у гармоничную картинку движения от зада. Работая, вы постепенно натренируете глаз и увидите, что, когда лошадь двигается таким образом, она двигается вовсе не на переду.

Что касается распространенного мнения, что лошадь привыкнет бегать вперед и вниз, и ее уже невозможно будет поднять, то следует помнить, что правильный тренинг – это гимнастическое развитие. Правильное продольное растягивание (вперед и вниз) приходит со временем и является необходимым этапом в развитии (истинного) сбора.

Когда лошадь будет физически к этому готова, она пойдет на руку от зада и сама предложит вам мягкий, стабильный контакт, не прогибаясь в спине и не сопротивляясь.

Правильное вперед и вниз:

  • Это результат ритмичного, размеренного движения лошади в равновесии
  • Напрямую связано с психологическим расслаблением лошади
  • Раскрепощает лошадь физически, растягивая мышцы линии верха
  • Предлагается самой лошадью без прямого физического воздействия со стороны всадника (на корде или под седлом, без развязок!)
  • Является необходимым условием и одновременно логическим последствием работы кольца мышц
  • Это основа для работы верховой лошади, которая закладывается в руках, на корде и под седлом
  • Это признак корректной постуральной работы лошади на любом аллюре с отданным поводом
  • Не сваливает лошадь на перед
  • Может выполняться на всех аллюрах без потери равновесия
  • Естественный ответ лошади на отдачу повода без дополнительных “просьб” или команд со стороны всадника

Неправильное (силовое) вперед и вниз:

  • Блокирует поток энергии от зада и “выключает” зад
  • Вредно для здоровья лошади, так как нарушает корректную биомеханику ее движений
  • Мешает лошади эффективно использовать свое тело и амортизировать при движении – следовательно, вредно для суставов и связок
  • Доставляет лошади физический и психологический дискомфорт
  • Опущенная вниз голова без работы зада как выдрессированный ответ на отдачу повода

 

 

Share

Перед линией отвеса? На ней? За ней?

Стоит ли всегда руководствоваться правилом “нос перед вертикалью”? – Очередное частное мнение и статья на эту тему.

Мой опыт работы с лошадьми показывает, что не все так четко. Некоторые лошади даже в сборе склонны уходить за вертикаль, работая постурально , и вовсе не потому, что их к этому принуждают. Такая осанка может быть результатом анатомических особенностей, хотя большинство лошадей, если дать им право выбора, будут держать нос перед лиинией отвеса.

Я считаю, что людям стоит больше обращать внимание на то, как работает зад лошади, и, если говорить о правилах, то руководствоваться правилом параллельности диагоналей и четкости ритма движения.

Концентрация на переду (голове, шее) не решит проблемы. Каким бы “правильным” ни было положение головы, оно может считаться корректным только при условии работы лошади от зада. Многие всадники в выездке (прошлые и нынешние) задирают перед слишком высоко, и это так же неверно, как закручивание, потому что вынуждает лошадь прогибаться в спине и отклячивать зад. – Габриэль Даро (подробнее об этом здесь)

Перед вертикалью? На вертикали? За вертикалью? Все это так сложно! Но так ли это важно? И что является верным?

Чтобы понять, что такое линия отвеса (та самая “вертикаль”), нарисуйте вертикальную линию от затылка лошади к земле. Если нос лошади оказался перед линией, значит он перед вертикалью. Если совпадает с ней, значит на ней, а если за ней, значит… и так все понятно. Научиться видеть это в движении несложно, то требует опыта.

Какой бы дисциплиной верховой езды вы ни занимались, положение носа важно для лошади, потому что она в любом случае должна находиться в равновесии, быть расслабленной и работать спиной. Даже если вы просто гуляете верхом, нужно научить лошадь нести всадника безопасным для здоровья образом. Считается, что выездка – это фундамент для всех лошадей, а цель выездки заключается в достижении повиновения (четкого ответа на команды), равновесия и гибкости, являющейся залогом хорошей физической формы. В выездке есть правило, согласно которому правильная техника движения лошади требует расположения носа перед линией отвеса.

Статья 401 пункт 5 Правил ФЕИ по выездке гласит:

При любом виде работы и даже во время остановки, лошадь должна быть “в поводу”. По определению, лошадь находится “в поводу”, когда ее шея более или менее приподнята и округлена –соответственно уровню подготовленности и степени собранности или прибавления аллюра; она принимает повод, поддерживая через него легкий и мягкий контакт с рукой всадника. Положение головы лошади должно быть стабильным, при этом нос, как правило, находится слегка впереди от линии отвеса, с раскрепощенным затылкомкаквысшей точкой шеи, и без сопротивления всаднику.

Почему это так важно? Итак, мы беспокоимся о равновесии и здоровье лошади. Сбор никак не связан с притягиванием носа вниз. Скажу больше, так делается фальшь-сбор. Работа за вертикалью вызывает напряжение в затылке, растяжение между 2 и 3м шейными позвонками, сокращением расстояния между остистыми отростками позвоночника (что впоследствии приводит к целующимся позвонкам), нарушению амортизации конечностей при движении (что в перспективе сказывается на здоровье суставов, связок и сухожилий), ограничивает обзор и нарушает дыхание. Истинный сбор подразумевает движение вперед от зада, а при езде с носом за вертикалью мы получаем противоположное – спина прогнута, зад отклячен, задние ноги не несут вес лошади и всадника и ни о каком округлении спины не может быть и речи. Ещ1 раз повторюсь: сбор – это движение вперед от зада, а не на переду.

Я не художник, поэтому мой рисунок далек от совершенства, но на нем видно, что затылок остается верхней точкой в тех случаях, когда нос лошади находится перед или на линии отвеса, а когда он уходит за вертикаль, верхней точкой становится шея.

Я также сделала фотографии своего коня в разных положениях. Обратите внимание на выражение его морды, когда я попросила его закрутиться за линию отвеса.

Дело не в моде, а в биомеханической корректности того или иного положения. каждый может силой притянуть нос лошади к груди, но искусство истинной выездки заключается в другом. И оно требует терпения, времени и умения.

Положение носа важно для всех дисциплин конного спорта и верховой езды от выездки до НХ. То, что так делают именитые всадники и чемпионы, не означает, что это правильно. Результат работы становится взаметен со временем, и далеко не все показывается публике.

Как же тогда выезжать лошадь правильно? Все начинается с ритма и далее вверх по шкале тренинга. Научите лошадь доверять руке, тянуться к контакту, а затем постепенно поднимайте затылок, следя за тем, чтобы лошадь оставалась в равновесии и работала спиной.

Источник

Share

Рассказ о стажировке на ферме ННТ во Франции

С разрешения автора /duchesshorsesport делимся ее впечатлениями о поездке на ферму ННТ во Франции.

Приезд:

“Я в очередной раз очарована Францией! А #Гасконь просто волшебная! Невероятные поля, холмы, старинные каменные фермы, городочки и огромное количество интереснейшей информации от местных жителей, радушный приём и вкусное вино! На ферме живут 2 лизучии собаки и 19 лизучих лошадей😂 старшая кобыла встретила меня как только я зашла за ограждение. Ни тени недоверия, страха или смущения – только интерес!”…

…”Эти люди для меня с первых минут находятся на недосягаемом уровне по своему отношению к животным ибо они переехали из Шотландии в Гасконь, привезя с собой 13 голов, потому что лошадям там климат не подходил! Понимаете?! Людям подходит, а лошадям мокро! И это все на полном серьёзе! В общем мне на этом месте стало стыдно! Стыдно не за то как живём мы или наши лошади (это дело каждого и никого осуждать я не собираюсь), стыдно за уровень мышления (по крайней мере моего)!”

День 1:

“Только что выползла я со своего первого занятия! Хорошо, что заранее почитала книжку, иначе было бы совсем сложно! Видео пока не делала, потом будут. Что хочу сказать – от такой техники в России бы закидали тухлыми яйцами, в том смысле что выглядит это так как мы считаем, что это плохо! Но знаете что – я ездила на 19-ти летнем коне, который благодаря такой технике двигается гораздо лучше, техничнее и явно охотнее, чем многие! И несмотря на то, что меня болтает и шатает в седле, а что делать с ногами я вообще не понимаю, но управления от корпуса и моих хилых ног оказалось гораздо больше, чем я предполагала! Ощущения совсем новые, но очень классные! Про суть метода пока писать не буду – учу матчасть😀 “…

“…Кони очень разные! Большинство лошадей на реабилитации после спорта или ламинита и навикулярного синдрома! Не на всех ездят, конечно! Тут главная идея в естественном содержании! Лошади без мышц тут – пенсионеры! Я на таком сегодня ездила – у нас его бы списали со счетов, а тут он в ранге учителя! Нагрузка у него была небольшая, конечно! Вообще подход здесь совсем другой к лошадям! Например от ламинита тут лечат травой с низким содержанием сахара и постоянным движением по пастбищу! И вылечивают, кстати! Овсом и прочим не кормят, только сено, трава и подкормки по состоянию здоровья!”..

День 2:

“Расскажу сегодня о холистическом (естественном) подходе к содержанию лошадей, который практикуется на этой ферме. Смысл такого подхода в том, что лошади нужно создать максимально естественные условия содержания, относительно тех, которые эволюционно ей свойственны – длительная медленная ходьба на большие территории, разнообразие рельефа, общение с сородичами, разнообразие травы. В таких условиях у лошади максимально реализуются её естественные физиологические и ментальные потребности! При конюшенном содержании (любом, в любой стране) лошадь лишена главного – движения и свободы выбора! Мы решаем за неё когда и сколько гулять, с кем гулять, что и когда есть, где спать и пр. В зависимости от “строгости” режима возникают физиологические и психологические нарушения, которые мы называем “плохим характером” и лечим разные болезни кучей лекарств. На этой ферме почти все лошади изначально или с психическими или физическими травмами – агорафобией, комой, ламинитом, травмами ног и позвоночника. Ламинит в хронической фазе излечивается тут за 3 месяца, агорафобия за 2, лошади с травмами бегают по склонам как сайгаки) они не едят концентраты, витамины в виде сушеного чеснока и гранулированной витаминизированной подкормке в количестве примерно 4-5 кг на весь табун 1 раз в день – кормят с рук всех вместе из ведра! Ощущения волшебные, когда 7-8 носов одновременно тебя обступают и тычутся в руки! Только у одной лошади, которая приехала недавно ещё осталась агрессия к людям, но она просто показывала, что её трогать не надо! Остальные активно идут на контакт! Здесь живут кобылы, мерины и жеребцы все вместе. Лошади сами разбиваются на группы по интересам и бои не устраивают. Да, в нашем представлении они худые, но у них нет кроликов и ХОБЛа и их диагнозы излечимы, на большинстве или ездят или начинают ездить.”

“…Жеребца последнего увезли месяц назад. Было их 2, один спокойный, другой кобыл доставал😀 хозяйка говорит “жалко, что увезли”, типа все так естественно) но гемор тоже был😂 у них здесь подход ко всему попроще, конечно! Например, на 19 голов нет ни одного конюха! Хозяйка и её муж, который периодически ездит на тракторе😂”

День 3:

Гасконь – Родина д’Артаньяна и Генриха Навварского, тут старинные городочки, построенные из известняка, деревни на 3 дома и великолепные бескрайние поля и холмы! Тут почти нет людей. Местные фермеры машут тебе рукой, проезжающие мимо в машинах люди открывают окна и кричат “бонжур”! Тут время не имеет значения – ты все успеешь, расстояние измеряется километрами, местные собаки бегут с тобой гулять, а лошади радостно гугукают! Здесь можно просто быть собой! Так что если вам нравятся сельские пейзажи, долгие прогулки по полям и холмам с завораживающими видами, то #окситания покорит ваше сердце! Теперь я понимаю почему в 18 лет д’Артаньян рванул на подвиги в Париж, а посетив заброшеную деревушку #Базьян #bazian вы ощутите как жили в средние века!”

“Недавно был задан вопрос о мышцах спины, который я решила сегодня прояснить, так как ездила на лошади совсем без мышц спины, которые мы все имеем в виду! Фото коня размещать не буду) на мой вопрос не вредно ли это – был удивлённый взгляд и однозначный ответ, что в данном случае нет! Потому что если лошадь правильно работает спиной, её верхняя линия расслаблена и эти мышцы грубо говоря ничего не держат, а работают абдоминальные мышцы живота. Так же работают глубокие мышцы спины, которых мы не видим и мыщцы ног, а с этим у коня проблем нет) на практике конь в свои 20 лет изумительно двигается в положении вперёд и вниз, со сгибанием, активно работает задом! Определённый дискомфорт для него создаёт только короткий момент пока неумелого моего перехода со строевой рыси на учебную (примерно в 1-2 темпа), так как посадка очень сильно отличается от той к которой мы привыкли и мне пока не всегда удаётся сразу правильно сесть”…

“…Это очень специфическая техника, в основе которой лежит управление мышцами живота и таза! Направлена техника на растяжение и сокращение лошади, подведение зада, сгибание и правильный сбор не от воздействия поводом и хлыстом, а от работы мышцами живота, посадки и ног. По идее видно вообще не должно ничего быть😂 ”

День 4:

“По многочисленным просьбам рассказываю – французского я не знаю и общаюсь по-английски. Хозяйка фермы – Габриэль. Её семья родом из Шотландии и во Францию она с родителями переехала 15 лет назад. Папу её, который возит меня по магазинам и экскурсиям, я понимаю прекрасно, маму похуже, а вот саму Габриэль крайне плохо и её произношение меня доводит😂😂 обсуждаем не только лошадей, а все что попадётся, я для них страшная экзотика).”

“Живу я в гостевом доме, готовлю сама, но во Франции с этим проблем нет, так как продукты тут отменные! Моё меню – крем брюле и яйца на завтрак, 3 вида сыров, лосось солёный, хамон, фуа-гра, хлеб, спагетти, картофельные шарики, шоколад, вафли, вино и сидр) это мой набор на 5 дней, за который я заплатила в супермаркете 40 евро. На мой взгляд не дорого, чуть меньше, чем 2 похода в местный ресторан.”

“Габриэль в седле с 3 х лет, является членом Британского конного общества, её сестра ветеринар, а методику которую она практикует использует более 15 лет. Основана она на трудах нескольких мастеров классической выездки, но основной из них – Чарльз де Кюнффи. Основана система на физиологии лошади, биомеханике её движений и адаптации посадки всадника под естественные движения лошади”

День 5:

“Вы когда-нибудь ездили на лошади уровня Гран при? Я теперь ездила на двух) знакомьтесь – Зу-Зу и Лу-Лу)) настоящие их имена повторить не могу, но так как они на пенсии, здесь их зовут именно так! Лу-Лу честно пытался проверить меня на прочность и высадить на забор) это теплокровная лошадь какой-то местной породы, очень не привычной конструкции – рослый, очень мощный, с длинными мышцами и очень длинной шеей! Невероятно ласковый и общительный парень!”

“Зу-Зу самый старший из всех, безумной отдатливый конь, которой доставил мне сегодня самое большое удовольствие, которое я когда либо получала верхом, ибо ТАКОЙ рыси у меня никогда не было и я не представляла, что ТАКОЕ вообще может быть! Надеюсь видео этого волшебства мне в скорости пришлют! А пока мои тренировки во Франции закончены, 5 дней пролетело в одно мгновенье, я буду безумно скучать по ферме, мальчикам, девчонке Джинни, которая все время лезла дружить, собачкам Отто и Молли и полям! Огромное спасибо Габриэль и её родителям за тёплое общение! Но я не унываю, завтра лечу в Лиссабон, а сюда ещё обязательно вернусь! Про гимнастическую верховную езду напишу в следующем посте, я почти к этому готова)”…

О системе и принципах гимнастической езды ННТ:

“Движение лошади происходит за счёт кольца постуральных мышц, которые обеспечивают непрерывную передачу энергии, идущей от зада. Вектор движения энергии направлен вперёд. Спина расслаблена и приподнята, шея и голова расслаблена и направлены вперёд и вниз (не обязательно отпущены так сильно как на фото) , зад подведен, мышцы живота напряжены. Это положение естественно для лошади и обеспечивает наилучшую проводимость. Теперь добавьте к этой картинке ещё одну мощную силу, весом примерно 50-60 кг. – всадника. Что может всадник? Он может вывести систему из равновесия разнонаправленными действиями и рассеять энергию лошади, а может усилить ее. Посмотрим теперь на баланс всадника – сидит с упором на переднюю часть таза, спина прогнута в пояснице и напряжена, как правило напряжены плечи и шея от напряжения в спине. Живот расслаблен. Пятка вниз, колено прижать для обеспечения контакта – нога напряжена от бедра до пятки. Вектор движения всадника направлен вверх и назад! Чувствуете в чем подвох? Мы используем для езды противоположное кольцо мышц с противоположным вектором направления силы. Мы боремся с лошадью, выводим её систему из равновесия, а потом исправляем это за счёт повода и ног, но задействуем при этом дополнительные ресурсы и мышцы лошади, получая только внешний результат! Гимнастическая езда это техника, при которой всадник находится в единении с лошадью, их мышечный контур и вектор полностью совпадает! Эта техника направлена на естественное развитие мышц и движений лошади и ее ментальное расслабление. Это гимнастика, которая нужна при подготовке любого спортсмена в любой дисциплине. Эта техника не является универсальной и не будет применяться в спорте (при выступлении в конкуре или ездах) , но она универсальная для поддержания здоровья лошади, реабилитации и ежедневного обще физического тренинга! О том как это выглядит, читайте далее”….


“Как бы странно не казалось, но это практически идеальная посадка для гимнастической ВЕ! Мне немножко не хватает пока растяжки ноги назад”.

“…Стремена высокие потому, что ногу нужно держать гораздо сильнее назад! С более длинными это не получится. Просто ногу надо ещё растянуть) первые 2 часа страшно не комфортно, а потом понимаешь насколько на самом деле это удобно!… ну и смысл в том числе в том, что надо округлить спину и довольно сильно завалиться назад!”..

Цель – включение в работу того же контура мышц всадника, что и у лошади. Попа опущена глубоко в седло, спиной касаемся задней луки, таз подогнут под себя, поясница и плечи расслаблены, нога согнута в колене и отведена максимально назад за диафрагму лошади, отсюда она будет делать выталкивающие движения – внутрь-вперёд. Колено НЕ прижато сильно, но нога все время в лёгком контакте. Руки согнуты в локтях, локти прижаты. Вообще первых занятий 10 надо бы ездить без рук, на корде. Спина и плечи сильно назад, центр тяжести опущен в бедра. Когда лошадь движется, её зад начинает выталкивать таз всадника вперёд. Возвращать плечи на место будет исключительно напряжение мышц живота. Никаких обратных движений мышцы таза совершать не должны! Управление движением лошади идёт за счёт напряжения мышц живота, косых мышц живота и мышц таза. Нога играет поддерживающую, выталкивающую и балансирующую лошадь роль. Мышцы таза осуществляют растягивающую, сокращающую и собирающую лошадь функцию, балансируют её, предотвращает излишнюю ротацию в плечах (то что на фото я смотрю вниз, как раз результат визуального контроля за уменьшением ротации плеч. С опытом смотреть уже не буду, это надо чувствовать). Ощущения такие, что вы с лошадью двигаетесь как единый организм! Изменением положения плечей всадника, и определённым напряжением постуральных мышц меняется ритм и рамка, подводится зад. Принцип техники – давление и уход от него и лошадь интуитивно понимает команды всадника, если они подаются чётко! Очень заметно, что такая техника лошадям нравится и они активно включаются в работу! ”

“Моей печали нет предела, я улетаю из Франции и перемещаюсь в #лиссабон в школу #классическаявыездка… Буду скучать очень, но вернусь обязательно) сижу в шикарном аэропорту Тулузы. С вокзала до аэропорта меня на такси довёз какой-то мужчина с 2-мя дочками, сказал, что автобус ждать долго😂 я была тронута! Французы местами удивительные люди и ещё на юге Франции удивительные пейзажи!”

И в заключение:

“Я сюда попала намеренно) наткнулась сначала на группу В Контакте, потом вышла на сайт, купила книжку, списалась и решила ехать! Мне интересна тема здоровья лошади, её содержание и физиология езды! Мне категорически не нравится то, как я езжу потому, что это не те ощущения, которых я хотела добиться и это огромная нагрузка на спину лошади, её рот и психику, если хочешь что бы лошадь действительно двигалась, а не телепалась!”

На ферме я нашла то, что искала – и ощутила как это, когда всадник помогает лошади двигаться в удобной ей рамке – они называют это postural engagement! Я никогда раньше не испытывала такое чувство лёгкости и динамики у всадника и лошади! Слезла с коня со слезами на глазах) а лошадке 20 лет и пока я не поняла, чего от меня хочет тренер эта лошадь подо мной вообще не шла. Он ходит в настоящем сборе легко и это у него типа разминка) все боковые – играючи! Да, он эти элементы знает так как раньше был большепризным, но после спорта он не пускал себе на спину никого в течении нескольких лет! Так же со вторым конём, который уйдя из спорта не разрешал брать повод и трогать его бока! Когда я села на нём в обычную посадку, то практически была высажена на забор, потому что в отличие от меня он то разницу уже понимал))”

P.S. “А я сижу такая вся…. Сижу потому что табун ушёл на другую сторону холма и конь, на котором предполагалось я буду ездить один оставаться категорически не захотел! Мы прошлись пару километров по пастбищу и привели к нему еще 2 х лошадей, но как только отпустили их с верёвки, они с диким ржанием ускакали в голубую даль😂 хозяйка в шоке, а для меня это новый опыт))”

Если у вас есть вопросы, их можно задать Анастасии в Инстаграме www.instagram.com/duchesshorsesport

По вопросу поездки на ферму ННТ во Франции и по любым другим, связанным с ННТ, смело обращайтесь в любое время!

Share

Размышления о расслаблении

вести или прислушиваться?

Когда лошадь, с которой мы работаем, вдруг напрягается, ее последующее расслабление напрямую зависит от нашей реакции.

Ганноверской кобыле Джинни 6 лет. Она уже знала корду и довольно стабильно на ней работала, когда мне пришлось сделать перерыв в тренировках из-за рождения дочери. Сразу скажу, что не сожалею о том, что не успела ее заездить до этого момента, так как за время вынужденных каникул кобыла успела повзрослеть и оформиться.

Теперь, когда у меня вновь появилось время на регулярные тренировки, я столкнулась с тем, что она то и дело напрягается во время работы.

Когда Джинни расслаблена, она прекрасно работает – великолепно тянется вперед и вниз, равномерно сгибается, двигается в стабильном ритме и несет себя в балансе. Когда же она напрягается, то прогибается в спине, задирает голову и валится внутрь, теряя сгибание. Удерживать стабильный контакт становится сложно, она то и дело ускоряется и тянет к воротам.

Иногда ее напряжение провоцируют очевидные вещи – ее может отвлечь шум или табун, но бывает, что видимая причина отсутствует. Очевидно, ее напрягает просто то, что я увожу ее от друзей или что-то требую. Я никак не пойму, почему плац вызывает у Джинни такую реакцию, ведь я всегда мягка и деликатна. Когда она чего-то пугается, я всегда позволяю ей оценить серьезность угрозы. Она живет в холистических условиях – круглосуточно в табуне. Возможно, проблему спровоцировал прошлогодний отъезд Камий, когда ее разделили с лучшей подругой Карамбой. Могу предположить, что именно это эмоциональное потрясение вывело ее из равновесия, хотя она всегда была склонна к напряжению.

Мы купили Джинни и Карамбу в одном хозяйстве в возрасте  месяцев, и они все время были вместе.

Джинни по своей природе очень впечатлительна. У нее есть склонность к доминированию и характер, поэтому ей не так-то просто кому-то подчиняться! Безусловно, живя в табуне, лошади привыкают руководствоваться естественными инстинктами, которые отключаются или притупляются при одиночном содержании. Когда таких лошадей изымают из табуна, им требуется время, чтобы свыкнуться с мыслью, что их на время отлучают от друзей, и успокоиться. Естественно, это сказывается на их состоянии.

Человекоориентированность или уступка силе?

Говоря о верховых лошадях, люди часто говорят о “человекоориентированности” и “таланте”. Эти качества играют важную роль в оценке современных немецких лошадей, к которым относится Джинни, поэтому ее крови располагают к работе.

Однако, я считаю, что на самом деле речь идет немного о другом: современные заводчики выводят верховых лошадей, которые легко уступают давлению, так как, к моему великому сожалению, это качество сегодня крайне востребовано в спорте и особенно в выездке. От них требуется так называемое подчинение, но не полное смирение. Дело в том, что лошади, которые от рождения спокойны и “человекоориентированы”, не имеют той “искры”, которую в них хотят видеть спортсмены, а более доминантные лошади с волевым характером сложны в работе. Возможно именно по этой причине методы работы с лошадьми за последние 50 лет стали более силовыми.

Однажды я присутствовала при беседе, в которой обсуждалась покупка молодой лошади, и вывод был таков, что ее нужно заезжать как можно раньше, пока она еще жеребенок, ибо в противном случае она станет слишком сильной и независимой, и с ней будет сложно справляться!

На фото: пример слишком коротких развязок, ставящих лошадь в абсолютно неправильную рамку. Больше всего меня печалит то, что так работает наш детский кумир Франке Слотак.

Правильное гимнастирование невозможно без доверия и расслабления. Лошадь должна по собственной воле доверить вам свое тело, поэтому доминированию и контролю не может быть места в работе. Следуя этой логике, для меня совершенно исключено какое-либо насилие в случае Джинни.

Я просто набираюсь терпения и жду, пока она расслабится и примет плац как безопасное место. Если начать заезжать ее, когда она расслабится и доверится, проблем не возникнет.

преимущества Системы

Я не разделяю расхожего в выездке мнения, что лошадь должна работать каждый день. Я являюсь сторонником качества, а не количества. Я понимаю, что когда лошадь работает постурально, то есть напрягает мышцы кольца, каждый день, равно как и подолгу, ей работать не нужно. Однако, в случае Джинни я подумала, что регулярные, но короткие тренировки, помогут ей свыкнуться с плацем, превратив его в нечто обычное. Поэтому, когда закончилось лето и студенты разъехались, я начала работать ее каждый день – 5 дней в неделю. Очень скоро она начала больше мне доверять и быстрее приходить в себя, если вдруг напрягалась.

Регулярная работа позволила мне проанализировать собственное поведение и реакцию на него Джинни. Этими наблюдениями я и хочу с вами поделиться.

Мы не раз обсуждали вопрос, когда стоит прислушиваться к лошади, а когда нужно брать бразды правления в свои руки. Этот вопрос напрямую связан с темой форсирования в тренинге. Раньше я бы сказала, что, если лошадь напрягается и переключает внимание на что-то иное, нужно дать ей время оценить происходящее и продолжить работу только тогда, когда она придет в себя и вновь сконцентрируется на ваших требованиях. Именно так я и работала с Джинни – она много отвлекалась, а я подолгу ждала, пока она оценит источник опасности и переключится обратно на меня.

В начале тренировки я всегда “слушаю”: медленно провожу ее по плацу, позволяю все осмотреть. Она расслабляется, но это не мешает ей напрягаться на корде. Не так давно я заметила, что, если не обращать на это внимания и продолжать концентрироваться на ее движении, а также настраиваться на нее энергетически, представляя, что мы является одним целым, она быстро приходит в себя и расслабляется.

На фото: Здесь она напряглась и прогнулась, потеряла сгибание и контакт, перестала работать задом.

На фото ниже: через полкруга. Я продолжила концентрировать внимание на ее балансе, прямолинейности и качестве движений, и мы быстро восстановили “связь”.

Чем больше я так работаю, тем больше понимаю, что при работе на корде ей важно, чтобы я брала на себя роль лидера, направляя ее и контролируя. Если я “отключаюсь” от нее в тот момент, когда она напрягается, она воспринимает это как если бы я ее бросила. Возможно, лошадям, выведенным для того, чтобы молча терпеть насилие в виде шпор, строго железа, шпрунтов и прочего, просто необходим сильный лидер. Однако правильное гимнастирование не требует применения силы, и мы можем руководить процессом посредством легкого контакта и своевременных подсказок хлыстом.
Настоящим волшебством является энергетическая связь с лошадью, которая лежит в основе нашего подхода. Она позволяет чувствовать и управлять балансом в движении.

ТРевога и Опасения

Как было сказано выше, в основе нашего подхода к работе с лошадьми лежит энергетическая связь с ними. В случае с Джинни я долго думала, почему периодически теряю эту связь и, как следствие, концентрацию. Я поняла, что всему виной мои ожидания. Джинни – первая по-настоящему выездковая лошадь, которая попала ко мне в руки неиспорченной – незаезженной, без “прошлого”, без проблем с психикой и здоровьем. Соответственно, мне искренне хочется все делать правильно.

Это стремление влечет за собой тревогу – опасения о возможных ошибках. Опасение – чувство на основе страха, а страх редко ведет в правильном направлении. Для сравнения – Весталь. Еще одна молодая кобыла, очень похожая по темпераменту на Джинни. Это старая фотография. Сейчас она значительно обмускулилась и похорошела.

Весталь несколько лет назад.

До того, как она попала ко мне, ее работали с применением силы, без доверия. В ходе реабилитации мне пришлось очень много слушать. В моменты напряжения я прекращала все свои требования и давала ей возможность свыкнуться с происходящим вокруг. Это помогало ей расслабляться, и со временем она начала мне доверять и перестала всего шарахаться. Это при том, что, как и Джинни, она доминантная кобыла с сильным характером, нуждающаяся в самоуверенном, положительном лидере. Размышляя о том, что Джинни необходим сильный лидер, я неожиданно осознала, что с Весталь, когда та вдруг напрягается, я исполняю именно эту роль. За исключением тех случаев, когда происходит что-то реально необычное, с чем лошадь еще не сталкивалась, я не обращаю внимания на происходящее и концентрируюсь на работе. Моя уверенность позволяет ей расслабляться.

Правда о границах

Все это имеет отношение к теме границ допустимого, о которых мы часто говорим в рамках нашего подхода.

Лошади с прошлым, которые не доверяют людям имеют очень нестабильные границы. В компании человека им не комфортно, поэтому стандартные взаимоотношения не для них. Таким лошадям нужно больше личного пространства и времени, чтобы восстановить нарушенные границы, и нам следует относиться к этому с пониманием. В противном случае возможен как минимум откат назад.

Имея такой богатый опыт с проблемными лошадьми, я невольно перенесла те же правила игры и на Джинни, хотя ее границы не были нарушены, а сильный характер доминантной кобылы поспособствовал их укреплению. Интерактивная связь с лошадью, на которой зиждется гимнастическая работа, требует от нас уважения к этим границам. Нужно все время себя контролировать, чтобы не поддаться самоуверенности и не начать применять силу, и не позволить тревоге заглушить интуицию.

Еще один пример того, как можно концентрироваться на работе, когда лошадь отвлекается… и как это помогает лошади расслабляться.

Очень важно понимать разницу между работой “на грани” и нарушением границ, что происходит, когда в процессе тренинга применяется сила. Основное различие заключается в отношении к ситуации. Спокойствие, терпение, концентрация и способность принимать лошадь и ситуацию такой, какая она есть. Если в момент напряжения лошади мы дадим волю своему нетерпению и эго, начнем расстраиваться или злиться, то нарушим границы лошади и подорвем ее доверие. Работа “на грани” подразумевает глубокое внимание к лошади на физическом, энергетическом и биомеханическом уровнях. Это сродни концентрации на своем теле (например, на дыхании) в процессе медитации с целью прочувствовать настоящее, а не витать в мыслях.

Интуиция выше правил

Джинни еще раз доказала мне, что отношения с лошадью не возможно строить по правилам… какими бы мудрыми они ни были. В конном мире не бывает черного и белого. Чтобы выбрать правильную тактику, необходимо прислушиваться к интуиции, а не руководствоваться “умными мыслями”. Нельзя бояться допустить ошибку. С лошадьми все всегда индивидуально, и невозможно сказать, что на напряжение следует реагировать так-то и так-то. Каждая лошадь уникальна, а каждый момент времени динамичен.

Вот выводы, которые я сделала на основании своего прошлого опыта к настоящему моменту:

Если лошадь испытывает стресс из-за того, что чувствует себя в опасности  иными словами, если она чего-то боится, – важно с уважением отнестись к ее потребности оценить опасность. Если же напряжение связано с обычной впечатлительностью или тем фактом, что лошадь забрали из безопасного окружения (табуна), снять напряжение вам поможет концентрация на поставленной гимнастической задаче. В этом случае, если мы уступим лошади и прекратим работу, она может продолжать реагировать как жертва до тех пор, пока не почувствует себя в безопасности (в табуне или в тех условиях, которые ассоциируются у нее с безопасностью ). Если же вы сможете на время работы заменить собой табун, то есть будете ассоциироваться у нее с безопасностью и удовольствием, то сможете помочь ей преодолеть инстинктивную реакцию жертвы и почувствовать, как прекрасен настоящий момент. Вы сможете одновременно прислушиваться к лошади и вести ее.

Габриэль Даро

 

Share

Галилео: обретение прямолинейности и включение зада

Автор: Габриэль Даро

Перевод: Давыдова Ксения

Работать с Галилео, – пробежным мерином арабской породы, – было очень интересно.

Характерное для арабов строение не располагает к продольному вытягиванию и движению от зада, но благодаря упорству его хозяйки Бетани и грамотной подготовительной работе на корде, он все-таки научился двигаться вперед и вниз. Основной сложностью в работе было научить его не торопиться и включать постуральные мышцы, выровнять его относительно линии окружности посредством ведения его бичом в стабильном контакте.

Под седлом было очевидным отсутствие прямолинейности, осложненное старой травмой шеи. Правосторонняя асимметрия, которая обычно выражается в более явном развороте диафрагмы вправо при движении, в его случае сопровождалась совершенно противоположным выталкиванием всадника влево.

Галилео – наглядный пример того, как важно для лошади обрести истинную прямолинейность на вольту, а не компенсировать ее на визуальном уровне.

Это значит, что с вогнутой стороны (справа в случае Галилео) всадник должен сопровождать сгибание лошади, отказавшись от компенсации посредством натяжения внешнего повода и ослабления внутреннего. Мы работали с Галилео, сохраняя мягкий, но стабильный контакт во внутреннем поводе, и полностью отдавая внешний, чтобы он не имел возможности в него ложиться.

В то же время, помимо контакта, важно обращать внимание на свое положение относительно позвоночника лошади. Всадник должен вытягиваться по внутренней стороне (особенно важно в случае Галилео который выталкивал всадника наружу), и ногами (шенкелями) вести лошадь по окружности.

Поначалу Галилео валился внутрь и уменьшал радиус вольта, избегая контакта с внутренним поводом и ища привычной поддержки во внешнем. Было важно не поддаться на провокацию и дождаться того момента, когда он изменит траекторию движения задних ног и включит нужные мышцы. Когда это произошло, он перестал крестить и начал ступать внутренней задней ногой в след внутренней передней. Это позволило ему взять контакт с внутренним поводом, перестав уходить от него за вертикаль. Он стал глубже ступать левой задней ногой под корпус и нести себя в равновесии, перестав вываливаться внешним плечом и упираться во внешний повод. Обретя прямолинейность, он начал нести себя по окружности и увеличивать радиус без поддержки внешнего повода.

Нам пришлось несколько раз повторить этот процесс, так как он не мог подолгу сохранять новообретенное равновесие.

При движении налево нам нужно было научить его правильно сгибаться, не позволяя ему ложиться на внутренний повод, поскольку это не позволяет глубже ступать левой задней ногой под корпус. Нам пришлось активно “массировать” его внутренним шенкелем, чтобы добиться смещения диафрагмы наружу, и поддерживать сгибание внешним шенкелем. При этом мы просили согнуться в шее и затылке внутрь, то и дело отдавая повод, чтобы он глубже ступил внутренней задней ногой под корпус. Возможно, из-за старой травмы шеи и привычки больше вываливать диафрагму налево, ему было проще правильно двигаться налево.
Научившись двигаться прямолинейно в обе стороны, он естественным образом включил зад, поднял спину и округлился под всадником. Поскольку он не привык работать постуральными мышцами, не обладающими должной силой, округдение дается ему непросто, и периодически он закручивается за линию отвеса. Это нельзя считать неправильным, так как это закручивание он предлагает сам, работая постуральными мышцами, а не под воздействием повода.
Бетани молодчина. Она смогла отказаться от управления поводом и переключиться на управление корпусом (постуральное управление). Это было для нее непросто, но она смогла. Управление корпусом позволяет стать с лошадью одним целым, и контроль превращается в партнерство в равновесии.

Бетани лонжирует Галилео. Контакт помогает ему вытянуться вперед и вниз.

Обучение лошади прямолинейности и правильному сгибанию. На первой фотографии – стабильный контакт с внутренним поводом и отдача внешнего сопровождается смещением моего веса внутрь для создания постуральной колонны – оси сгибания.

Вторая фотография – то, к чему мы пришли. Лошадь прямолинейна и двигается от зада. Теперь она может округлять спину и вытягиваться вперед и вниз.

Ищем прямолинейность движением налево.

Примечательно, что грива перекинулась налево, хотя обычно лежит направо. Это признак того, что конь согнулся в “тяжелую” сторону.

Пример положения головы, которое некоторые считают неправильным – нос за вертикалью. На самом деле это всего лишь результат работы постуральных мышц.

Конь хорошо работает задом, что выражается в синхронном выносе диагоналей и возможности отдать повод. По мере того, как постуральные мышцы укрепятся, он сможет выше держать голову.

Галилео демонстрирует проводимость. Мягкий контакт обеспечивает необходимую ему свободу.

Хорошее вытягивание по правой стороне.

Хорошее сгибание налево с телескопическим вытягиванием шеи к контакту. Бетани совершенно правильно держит руки чуть внутрь, направляя его голову и шею, а корпусом просит согнуться.

Прекрасная работа зада.

 

 

Share

Мне больше не нужны послушные лошади

 

Добрые, душевные… Таковы лошади. Им необходима гармония и баланс во всех сферах жизни, покой и мир с собой, сокойствие в табуне и в окружении. При этом я то и дело слышу о проблемах и сложностях, которые большинство людей испытывает со своими четвероногими партнерами. Неуправляемые, дурные лошади… по крайней мере, так о них отзываются. Так насколько естественно такое поведение для лошадей?

Все знают о необходимости регулярного тренинга лошадей, и все следуют этому правилу. Нам всем хочется иметь послушную и беспроблемную в содержании лошадь, что идеально как с позиции человека, так и с позиции лошади. Однако на мой взгляд, мы во многом слишком далеко заходим в воплощении этой идеи. Мы то и дело пресекаем естественное поведение и реакции лошади ради личного удобства. Мы очень часто просим лошадь перестать вести себя как лошадь, потому что нас это напрягает. Ох, если бы лошади спокойно стояли, когда нам это нужно, или шли вперед без лишних вопросов, когда мы их об этом просим… Но это ли нам надо? Это ли то, что вы хотите?

На протяжении многих лет меня впечатляли послушные лошади, потому что мне нравилось их видимое добронравие. Лошадь, которая не пробует то и дело щипнуть травы в процессе работы и не задает вопросов, когда всадник на хочет сесть в седло. Как это, должно быть, просто, думала я. Но однажды мое мнение изменилось, и все, что меня раньше впечатляло, стало вызывать сомнения и вопросы. При ближайшем рассмотрении, я не видела в этих послушных лошадях счастливых, довольных, уравновешенных животных. Безусловно, есть исключения, но большинство этих лошадей не были послушными. Они были замкнутыми, испуганными… отчужденными… Я четко осознавала, что это не то, к чему я стремлюсь. Заглядывая в глаза этим лошадям, я явно видела, что все это было красочной оберткой, под которой пряталась тоска и печаль.

Примерно в то же время я выпустила своих лошадей на пастбище площадью 40 га и убедилась в своем предположении. После переезда объем работы (тренинга) свелся к минимуму. Несмотря на это и на возможность беспрепятственно проявлять свою природу, лошади начали с большим удовольствием сотрудничать со мной. Как бы это ни противоречило тому, что мне говорили, чем больше я оставляла лошадей в покое, тем “лучше” по человеческим меркам они становились. Поначалу мне в это не верилось, но вдруг все встало на свои места: более естественные условия содержания, удовлетворяющие большую часть их естественных потребностей, мои лошади все больше синхронизировались с состоянием гармонии и баланса. Это давало им психологическую силу справляться с моими требованиями, в то время как внутренне они также чувствовали себя лучше. Все эти факторы делали их более послушными, терпеливыми и добронравными.

Я искренне верю, что, если лошади дать выбор, она будет с удовольствием сотрудничать с человеком ради сохранения равновесия, гармонии и мира. Но наши иногда завышенные требования не дают им такого шанса. Мы просим их отказаться от инстинктов, потому что нам они неудобны. При этом мы не видим, что, удовлетворяя их потребности, мы можем без труда избежать большинства “проблем”. Лошадь, которая достаточно гуляет, лучше стоит на расчистке. Она будет делать это совершенно естественно, так как ей комфортно и хорошо. Стоя, она может расслабиться, ибо ее потребности в движении удовлетворяются. Лошадь, которая достаточно ест, не будет отвлекаться на пучок травы на прогулке в лесу просто потому, что ее потребности в пище удовлетворены, т.е. она не голодна.

Наша обязанность – помочь лошадям понять и вписаться в наш человеческий мир, но это не должно быть связано с лишением их их лошадиной природы. Лошади должны оставаться лошадьми, даже живя с человеком, и по моему опыту, они с удовольствием сотрудничают с нами, если им по-доброму дать такую возможность. Они знают, как вести себя с более слабыми существами, коими являются люди, но им должно быть психологически комфортно. Чем больше мы лишаем их естественных условий жизни, тем больше “проблем с поведением” мы получаем, и в результате лошади становятся опасными. Когда лошади хорошо, а ее базовые потребности удовлетворены, у нее нет смысла плохо себя вести. Но мы почему-то хотим получить все и сразу. Мы хотим, чтобы они смирились с тем, что мы ограничиваем их свободу движения и пастьбы, естественные пищевые привычки и контакт с собратьями, и в то же время требуем быть “хорошей лошадью”, которая выполняет все, что от нее просят. Я не могу понять, с чего это люди решили, что такая стратегия игры будет успешной…

Потому сейчас я заявляю, что мне больше не нужны послушные лошади. Меня больше не впечатляют лошади, которые делают только то, что от них просят. Я больше не требую от своих лошадей слепо следовать моим командам. Я хочу видеть лошадей, находящихся в контакте с самим собой, лошадей, которые знают, что для них хорошо, а что плохо. Вы можете подумать, что им не составляет труда чувствовать, что для них хорошо, что им нужно и как себя вести. Я тоже так думала до тех пор, пока не осознала, что это не так. По крайней мере,в нашем человеческом мире, в котором от них требуют отказаться от естественных поведенческих проявлений. В какой-то момент напряжение и стресс приводят к тому, что они взрываются, кусаются, убегают и т.д.

Многие лошади теряют контакт с внутренним компасом и становятся беспомощными, зависимыми существами, которые нуждаются в нашей заботе. Они забывают, какого это – быть лошадью, – и превращаются в слуг человеческой креативности и амбиций. Раньше это меня впечатляло, потому что мне было комфортно, но я не понимала, что, чем послушнее лошадь, тем больше она рискует потерять себя, уходя от своей независимости. Нельзя сейчас лишать лошадей их естественного поведения, а затем ожидать, что они смогут жить самостоятельно. Потом, лошади начинают шарахаться собственной тени, ветра и прочих “страшных вещей”… и это противоестественно. Лошади могут быть послушными и оставаться собой, но это встречается сейчас крайне редко. Чтобы осознать это, нужно пройти через ряд дурных лошадей, которые забыли, как быть лошадьми. Честно говоря, это вовсе не то, к чему я когда-либо хотела прийти. Я же влюбилась в дикую, неприрученную сущность лошади.

Перевод: Давыдова Ксения

Источник

Share

Маноло Мендес о базовой подготовке и прямолинейности – Часть 3

Часть 3

Читать Часть 1 Часть 2

Маноло Мендес был первым шеф-берейтором и одним из шести членов-основателей Королевской андалузской школы верховой езды в Испанском Хересе. Эта школа – одна из четырех классических школ наравне с Кадр Нуар в Сомюре, Испанской школой верховой езды в Вене и Португальской школой верховой езды в Лиссабоне. Имея за плечами более 40 лет опыта классической выездки, Дома Вакера и конкура, Маноло посвятил себя методу мягкой, гуманной и основательной физической и моральной подготовки лошадей до уровня Большого приза и Высшей школы.

Дуги большого радиуса

Затем можно добавить пятиметровую дугу

Одиночная дуга 5 метров по длинной стенке

Это упражнение может показать простым, но таковым не является. Выполнять упражнение нужно мягко, нельзя резко просить лошадь изменить степень сгибания, которая зависит от радиуса поворота. Лошадь нужно мягко подвести к выходу на петлю. Придется потратить много времени, чтобы развить баланс и физическую форму лошади так, чтобы она легко сгибалась по всему позвоночнику от затылка до хвоста.

Если сгибание выполняется неожиданно, а команда дается закрепощенными, жесткими руками, затылок и позвоночник лошади закрепощаются. Распространенной ошибкой является требование слишком большого сгибания. Иногда всадники также забывают менять сгибание. Сгибание должно быть легким, с ним нельзя переусердствовать.

Если лошадь искривлена направо, ей будет проще сгибаться направо и сложнее налево. В задачи всадника входит добиться равномерной работы обеих сторон. Нельзя работать «в легкую сторону» и расстраиваться из-за сложностей с работой в «тяжелую». Вместо того, чтобы ориентироваться на программу тренинга согласно возрасту, породе, дисциплине или графику соревнований, следите за линией позвоночника и видимой симметрией/асимметрией в теле лошади.

Пятиметровую дугу следует выполнять только по одной стенке манежа. Ее не нужно слишком часто повторять и многократно отрабатывать. Целью данного упражнения является достижение мягкости при сгибании и знакомство лошади со сгибанием, которое со временем станет больше.

От всадника это упражнение требует чувства равновесия и ритма лошади, чтобы помогать ей ровно и спокойно менять степень сгибания.

Важно, чтобы всадник не вступал в конфликт с лошадью, если упражнение не получается.

Мне очень часто приходится работать со всадниками, которые обвиняют лошадь в лени, в том, что «она пытается от чего-то отделаться» или лежит в одном поводе, когда ее просят делать то, к чему она физически еще не готова и не понимает, что от нее хотят. Всадник расстраивается, иногда начинает резко дергать лошадь, чтобы она перестала ложиться в повод, а лошадь еще больше путается, теряется и возбуждается. Если вам нужны партнерские отношения с лошадью, необходимо вернуться на шаг назад и проанализировать, что происходит. Моя лошадь может выполнять это упражнение в одну сторону и не может в другую? Она асимметрична? Правильно ли подогнано железо? Достаточно ли понятно и правильно ли я даю команды? Не мешаю ли я лошади?

Только при симметричном развитии лошади она может двигаться прямолинейно и сбалансированно. Всаднику следует помнить, что при работе направо, он также работает лошадь и налево, и наоборот. Вместо того, чтобы бороться с лошадью, анализируйте ее ответы и ищите упражнения, которые ей помогут. Работа над прямолинейностью и гибкостью должна быть постепенной и последовательной.

Если вы будете помогать лошади, она заметит это и ответит вам большим доверием и желанием угодить.

Секреты работы с молодой лошадью читайте в нашем блоге, посвященном базовой работе и реабилитации лошадей

А сейчас поговорим о ценности упражнения “5-метровая дуга”

Пятиметровая дуга является первым шагом к серпантину из 3х петель, но увеличивать дугу до 10 и 15 метров, а также выполнять непосредственно серпантин из трех 15-метровых петель, можно только тогда, когда лошадь будет довольной и сбалансированной – с расслабленной шеей, носом перед линией отвеса, в хорошем контакте. Но все это будет много позже: от молодой лошади нельзя просить 15-метровую петлю.

Одиночная дуга по длинной стенке

Источник иллюстрации

Если лошади сложно сгибаться в одну сторону, нельзя применять силу. Более того, нужно избегать любого сопротивления. Например, если лошадь немного зажата при выполнение 15-метрового серпантина из 3х петель направо, начинайте это упражнение налево и превратите среднюю петлю в 15-метровый вольт. Это позволит вам мягко работать над проблемой, не ставя под удар уверенность лошади в себе при сгибании направо. Затем можно продолжить серпантин налево, выполнив завершающую петлю.

Как ввести дуги в программу тренировок

Сейчас мы говорим о гимнастическом упражнении, а не об элементе на соревнованиях. Упражнение должно быть легким для лошади. не забывайте, что это базовая подготовка!

Техника выполнения петли направо (по часовой стрелке):

при прохождении угла лошадь сгибается и с этим же сгибанием мы продолжаем движение не по прямой, а внутрь манежа, и направляемся в сторону воображаемой линии на расстоянии примерно 5 метров от стенки. Отсюда и название упражнения – пятиметровая дуга.

Отойдя от стенки на 2,5м всадник плавно и мягко меняет постановление и сгибание лошади и проходит мимо “E” или “B” с левым сгибанием, направляясь обратно к стенке. На расстоянии 2,5м от стенки он опять плавно меняет сгибание и возвращается на стенку.

Внимание: крайне важно не сгибать лошадь силой, а просто помогать лошади сохранять ровный контакт с обоими поводьями с естественным положением головы.

Дуги являются важной частью любой программы тренинга, будучи основой работы на гибкость, поэтому выполнять их следует мягко и осторожно. От лошади нужно просить равномерного сгибания по всему позвоночнику с сохранением ритма движения. Она не должна торопиться или замедляться. И безусловно, применение силы исключено.

Если ваша лошадь довольна и способна с легкостью выполнять пологие дуги, можете начать уменьшать их радиус, отходя дальше от стенки (до10 метров).

При выполнении упражнения нужно следить за сохранением ритма и легкостью. Лошадь не должна сопротивляться. При выполнении этих условий можно говорить о том, что это гимнастическое упражнение дается лошади легко, и можно увеличивать дугу до 15 метров и переходить к серпантину.

Если вы не будете применять силу и добьетесь от лошади мягкой смены сгибания, это благоприятно скажется и на качестве других упражнений.

Перевод : Давыдова Ксения

Сайт Маноло Мендеса

Источники: http://WWW.BAROQUEHORSEMAGAZINE.COM, www.facebook.com/ManoloMendezDressage

Share

Британское конное общество о работе за вертикалью

Впервые было опубликовано в группе Седла Strada vk.com/stradasaddles 30.12.2017
Перевод: Давыдова Ксения

Британское конное общество (The British Horse Society) выпустило документ, в котором четко разъяснило свое отношение к работе лошади за вертикалью.

“Есть ряд причин, по которым в определенный момент времени нос лошади может оказаться за линией отвеса. Некоторые из них естественны, некоторые являются результатом влияния человека, а некоторые – комбинацией первых двух.

К распространенным естественным причинам относятся: анатомические особенности, сила, недостаток энергии, баланс, адреналин и инстинктивное напряжение (по этой причине лошади часто закручивают нос за вертикаль на свободе).

К распространенным “искусственным” причинам (созданным человеком) относятся: сдерживание, неправильно подобранное железо, неправильная философия работы и недостаток контроля.

Очень часто естественные причины пересекаются с “искусственными”, например, правильно выезженная лошадь в незнакомой обстановке может чувствовать себя незащищенной, что приводит к всплеску адреналина. Лошадь становится потенциально опасной, и всадник вынужденно сдерживает из соображений безопасности.

• Выездка лошади заключается в улучшении, развитии, а иногда и смещении естественного равновесия. В течение этого процесса лошади разного сложения и темперамента в поисках равновесия инстинктивно меняют положение шеи и головы, в результате чего угол между шеей и головой варьирует. Некоторым лошадям комфортно держать нос чуть за линией отвеса.

• Выезженная лошадь для получения максимальных оценок помимо всего прочего должна, оставаясь перед линией отвеса, сохранять гибкость/расслабленность спины и активное подведение зада. Эта характеристика езды, равно как и прочие, может выполняться как на 10, так и на низшие оценки.

• Если бы всех лошадей можно было выездить так, чтобы они все элементы выполняли на 10, не было бы смысла в соревнованиях. Результаты соревнований зависят от мастерства всадника и степени уверенности и выезженности лошади. Люди, которые регулярно силой удерживают лошадей за вертикалью под седлом или на корде, не отдают себе отчета в том, какой моральный и физический вред причиняют животным. Эти лошади, как правило, работают с укороченной и низкой шей без учета биомеханики, и ТАКУЮ РАБОТЫ МЫ СЧИТАЕМ НЕДОПУСТИМОЙ И ДОСТОЙНОЙ ОСУЖДЕНИЯ ВСЕМИ НАЦИОНАЛЬНЫМИ КОННОСПОРТИВНЫМИ ОРГАНАМИ.

Эти лошади чаще всего несчастливы и напряжены, неестественная работа ведет к физическому стрессу и травматизму, а также к глобальному сокращению срока службы лошади”.

Сам документ на английском доступен по ссылке

Share

Почему высокая задняя лука и коленные упоры мешают лошади

Автор: Жан-Люк Корний

Пассивная агрессия

Эти два слова прекрасно характеризуют современную выездку, в которой посадка всадника обеспечивается высокой задней лукой и фиксирующими бедра высокими упорами. Таким образом, всадника сажают «правильно», не зависимо от того, в каком состоянии находятся его мышцы.

Результатом пассивной посадки являются агрессивные действия ног и рук, а также выраженное смещение веса, которые с позиции лошади являются проявлениями агрессии.

“И, в частности, нужно следить за тем, чтобы тончайшая тактильная чувствительность сочеталась с мышечной силой, которая нивелирует любую из наших команд, если та бессмысленна, нелогична или недостаточно деликатна». (Understanding the Perceptual World of Horses; C. A. Saslow/ Applied Animal Behaviour Science, 2002)

Согласно устаревшим представлениям, большая амплитуда аллюров является результатом работы мышц, которые активнее сгибают суставы. Однако современные исследования движений лошади свидетельствуют об ином: “Основные изменения длины, необходимые для движения, происходят не в мышечных тканях, а в эластичных связках и апоневрозе» (The role of the extrinsic thoracic limb muscles in equine locomotion. R. C. Payne, P. Veenman and A. M. Wilson. Journal of Anatomy. (2005) 206, pp 193-404)

A: Внешние торакальные мышцы, вид сбоку. B: Внешние торакальные мышцы, вид снизу. C: Внешние торакальные мышцы, более глубоко. Адаптировано из König & Liebich, 2004.

Истинным диалогом с лошадью является гармоничная тенсегрити – принцип построения конструкций, основанный на использовании элементов, работающих одновременно на сжатие и на растяжение. Видимые действия средств управления представляют собой крайние формы проявления тончайших нюансов мышечного тонуса, управляемого нашим мозгом. Лошадь чувствует все нюансы мышечного тонуса еще до того, как жест будет закончен, и сам «жест» зачастую ей мешает. Вместо того, чтобы воспринимать подчинение средствам управления как конечную цель искусства выездки, «средства управления» следует воспринимать как инструменты обучения, объясняющие лошади тончайшие нюансы мышечного тонуса всадника, которые та чувствует и интерпретирует. Наши предки пропагандировали легкость средств управления, а современная наука говорит, что диалог должен происходить на более тонком уровне.

“Кажущаяся способность хорошо выезженной лошади к экстрасенсорному восприятию намерений всадника может являться ответом на неосознанные легчайшие движения и напряжение его мышц.” (C. A. Saslow. Applied Animal Behaviour Science 78 (2002) 209-234)

Лошади комфортны легкие ощущения. Слишком явные движения и смещение веса раздражает лошадей и зачастую вызывает сопротивление.

“Возможно, что у лошади, которая считается тупой на шенкель, просто не было возможности ответить на последовательные, легкие, содержательные сигналы».” (C. A. Saslow)

Глубокие седла с высокой задней лукой сажают всадника в стимулирующую посадку которая мешает лошади легко управлять мышцами спины.

Понятие ответа на стимул серьезно устарело. Мышцы никогда не работают изолированно. Каждое движение – это сложный комплекс, включающий накопление и повторное использование эластичной энергии. На таких колебательных движениях, как шаг, рысь и галоп, ткани фасции обычно накапливают энергию, а затем отдают ее.

“При выполнении эти движений мышцы сокращаются главным образом изометрически, в то время как нагруженная фасция удлиняется и сокращается подобно пружине.” (Muscle and Tendon Interaction during Human Movements; Fukunaga et al, 2002)

Упрощенное понимание, при котором лошадь затарапливают, не позволяет ей работать эффективно и безопасно для здоровья. Перефразируя Маргарет Мид, мозг лошади нужно учить не КАК думать (подчинение), а ЧТО думать (образование). Управляемая легким языком жестов, нюансами мышечного тонуса и энергии, мозг лошади должен управлять замкнутыми кинематическими цепями.

“Механическая система интегрирует каждую часть тела, начиная с молекулы и заканчивая макроскопической анатомией, в единый функциональный организм.” (Dr Stephen Levin, Orthopedic Surgeon.)

Замкнутые кинематические цепи соединяют многочисленные части в непрерывные механические цепи, которые обеспечивают управление сложными движениями.

“Замкнутые кинематические цепи очень энергоэффективны. В контексте организма, замкнутые кинематические цепи являются гнездовыми модульными элементами разных размеров, которые создают двигательную систему, проходящую по всему организму и работающую в синергии с нервной системой.” (Dr Betsy Uhl, DVM, PhD, Dip, AVCP)

Натянутая фасция достаточно крепка, чтобы удерживать суставы. Растянутая фасция защищает суставы от деформации. При выполнении движений, мышцы противодействуют фасции, оптимизируя натяжение и предотвращая перегрузку суставов. Линии силы в фасции меняются под воздействием движения мышц и костей. Система функционирует за счет натяжения и нюансов энергии мышечного тонуса.

Гармоничная тенсегрити, нюансы мышечного тонуса, являются фундаментальными для диалога лошади и всадника. Отсутствие мышечного тонуса недопустимо. Всадник, который допускает расслабление мышц спины, при котором позвоночник сохраняет свое положение исключительно благодаря межпозвоночным дискам, подвергает свой позвоночник серьезной опасности. Натянутая фасция сохраняет целостность структуры позвоночника, снижая давление на диски. Ягодицы, поясница, мышцы верхней части бедер и все, что идет вдоль позвоночника до трапеции, выйная связка, вертикальное положение головы – все тело всадника должно находиться в гармоничном напряжении. Диалог с лошадью строится посредством тончайших нюансов мышечного тонуса и вытекающим из него воздействием на все системы, которые обеспечивают эластичность и в то же самое время сохраняют стабильность и целостность структур.

Начиная с седалища и заканчивая мозгом, тело всадника коммуницирует с лошадью посредством гармоничной тенсегрити. Грубо говоря, это диалог на уровне нюансов мышечного тонуса и энергии.

Седло должно поддерживать тенсегрити всадника, а не предлагать ей альтернативу. Глубокие седла с высокой задней лукой фиксируют ягодицы и способствуют мышечной вялости. Когда коленные упоры и фиксаторы бедер сажают всадника должным образом, не требуя от него мышечного тонуса, пассивность распространяется на позвоночник, и диалог с лошадью скатывается до агрессивного уровня жестов.

P.S. Если вы находитесь в Москве и, независимо от вашего прошлого опыта и возраста, мечтаете научиться классической легкости и тонкому, невидимому стороннему глазу управлению, то вам сюда.

Источник

Перевод: Давыдова Ксения

 

Share

Три типа воздействия посадки на движения лошади

Очень часто приходится слышать о работе седалища/поясницы и воздействии посадки в верховой езде. “Сделай то, сделай это”… Откуда такая одержимость посадкой?

Посадка в верховой езде не сводится к области седалища, которая соприкасается с седлом. Некоторые вкладывают в это понятие много больше – все, что находится между нижним прессом и коленями.

Посадка – наиболее эффективное средство управления движениями лошади.

Сбалансированная посадка позволяет добиться независимости от рук, хорошей осанки, раскрепощения и гибкости ног, которые можно будет «включить» в любой момент. Посадка является также первостепенным фактором в нашей способности оставаться в седле, когда лошадь внезапно подскакивает.

Пассивная посадка

Как правило, новичков учат сидеть пассивно. Как следует из названия, эта посадка позволяет сопровождать движения лошади. Когда лошадь предлагает аллюр, всадник сопровождает ее движения во всех плоскостях. Основная цель такой посадки – не мешать лошади. Всадник позволяет лошади себя вести, а сам следует за ней.

Не поймите меня неправильно: пассивная посадка не так проста, как кажется. Она требует многих часов тренировок, чтобы постуральные мышцы вошли в тонус, а поясница расслабилась и стала гибкой. Затем нужно научиться работать бедрами/шлюсом, напрягая и расслабляя мышцы, чтобы сопровождение движений лошади со стороны казалось легким.

Вы на верном пути, если вас больше не “колбасит” в седле на рыси и галопе. Другим способом проверки является то, насколько свободно энергия проходит по телу лошади через зону седла к шее и голове – если энергия проходит беспрепятственно, т.е. лошадь не спотыкается, не ложится в повод, не кивает головой и не теряет ритм, знайте, вы ей не мешаете!

Преимущества пассивной посадки:

– она позволяет лошади двигаться свободно, как если бы у нее на спине не было всадника;

–  лошадь обретает уверенность и начинает доверять всаднику;

– эта посадка говорит лошади «Да!», что является для той поощрением.

Сдерживающая посадка

Иногда сопровождать движения лошади не следует. Сдерживающая посадка позволяет перебалансировать лошадь, направив ее «в горку», она показывает лошади, что вот-вот будет переход, что нужно замедлить темп или сместить баланс назад.

Вы сдерживаете движение поясницей (а возможно и бедрами/шлюсом), когда лошадь еще двигается. В правильный момент следует перестать сопровождать движения лошади поясницей, и лошадь почувствует сдерживающее воздействие через седло.

Будьте внимательны. Сдерживающее воздействие должно быть кратковременным, чтобы поток энергии мог продолжить движение. Слишком долгое сдерживание может убить импульс или стать причиной того, что лошадь без должной подготовки споткнется.

Преимущества:

– эта посадка – основа полуодержки;

– она позволяет контролировать ритм и темп не через перед, а через центр лошади;

– она помогает перебалансировать и выпрямить лошадь;

– помогает добиться прекрасных понижающих переходов.

Стимулирующая посадка

Эта посадка используется тогда, когда мы хотим получить от лошади больше – больше движения вперед, больше силы, больше импульса, больше ритма. Чтобы стимулировать лошадь, нужно толкать лошадь вперед седалищем в тот момент, когда внутренняя передняя нога отводится назад, а внутренняя задняя находится в воздухе, и на нее можно повлиять.

Ощущение такое, будто хочешь вытолкнуть седло из-под себя через холку и шею. Таким образом седалище можно использовать с совокупности с более спокойными ногами, которым не приходится постоянно толкать лошадь.

Преимущества:

– меньшая зависимость от шенкеля обеспечивает более легкое его применение;

– позволяет добиться более широкого шага задних ног и большего заступа;

– помогает добиться движения от зада и импульса.

Посадкой можно делать и другие вещи, но эти три базовые формы являются основой всех прочих вариаций. Хороший тренер и регулярная работа над собой помогут вам научиться эффективной независимой посадке, и вы будете поражены последующими успехами. Дополнительным бонусом будет то, что лошадь научится отвечать на тончайшие изменения вашей посадки, и управление станет незаметным со стороны.

И так вы станете одним из тех, кто «сидит абсолютно неподвижно, а лошадь под ним танцует»!

Для тех, кто в Москве или ближнем Подмосковье:

Мы будем рады помочь вам выйти на новый уровень владения своим телом и обрести независимую, эффективную посадку. Занятия проводит опытный тренер (стаж более 25 лет), сторонник классических принципов работы с лошадью, многократно подтвержденный КМС по выездке, один из тех, “кто сидит неподвижно, а лошадь под ним танцует!”. Подробнее здесь.

Перевод: Давыдова Ксения

https://www.horselistening.com/2012/07/18/three-ways-to-use-your-seat-in-horseback-riding/

Share
Share
Share