О роллкуре много говорят и пишут. После публично высказанного недовольства этим методом работы было приведено много доказательств причиняемого им вреда – поищите в интернете, в печатных изданиях, в видео и аудио источниках. На эту тему проводят семинары, читают лекции, пишут книги и т.д. В числе обсуждаемых аспектов:
- Физические изменения – временный, а чаще необратимый вред для скелета и мышц.
- Психологический вред – лошадь либо становится психически неуравновешенной и сопротивляется, либо, что обеспечило роллкуру его популярность, ее «ломают», добиваясь полного смирения.
- Использование роллкура классиками, которых так не любят последователи метода Гериньера, – Боше и герцога Ньюкаслского.
Такие крайности, как роллкур, стали возможны только благодаря тому, что большинство так или иначе использует менее радикальные, но схожие приемы. При этом, что касается конкретно роллкура, далеко не все формы глубокого сгибания вызывают столь негативную реакцию.
К глубокому сгибанию прибегают практически во всех конных учреждениях, будь то вестерн или английская или даже классическая школа выездки.
Такая работа ведет к потере осанки лошади. Правильная осанка подразумевает равновесие, силу, координацию и здоровье. С потерей осанки теряется один или несколько их этих элементов – она «сваливается» на перед или утрачивает координацию движений. Выездковые лошади высокого уровня очень часто демонстрируют потерю качества базовых аллюров – это и разрозненная работа диагоналей на рыси, и четырехтактный галоп, и близкий к иноходи шаг. При выполнении элементов с высоким уровнем сбора лошади практически падают. Конечно, все это обычно скрывает энергия напряжения, и мы видим взмахи ног практически до потолка и столь явную разницу между медленным, практически мертвым пиаффе и взрывом «прибавленной рыси».
Обычный человек без специальной подготовки вряд ли отличит правильную осанку от неправильной даже у человека. «Правильным» нынче стало то, что «приятно» глазу, а не то, что наиболее полезно для сохранения здоровья и производительности.
Что касается всадника, то его осанка зачастую отражает осанку лошади. Он наклоняется, сутулится, он неуравновешен и не отцентрирован. Он не обладает ни должной силой, хотя именно за счет нее он управляет лошадью, ни координацией, необходимой для независимой работы разных частей тела. Он создает в лошади те проблемы, с которыми борется сам.
Традиция использования шеи лошади как рычага и контроля берет свое начало в далеком прошлом. Когда мы не понимаем всей глубины искусства коммуникации с животным, мы прибегаем к физическому воздействию как средству достижения цели. Парадокс: мы можем быть сильными или точными. При этом мы не можем обладать силой без точности, равно как и точностью без силы. Полагаясь исключительно на силу, мы теряем точность и притупляем свою чувствительность к давлению. Мы вновь обретаем точность только при уменьшении давления и отказе от силы. Точность и сила взаимосвязаны и сдерживают друг друга. Они должны находиться в балансе.
Всадница международного уровня Коби Ван Баален
Роллкур то и дело вызывает споры в конной среде, оставаясь при этом допустимым «в профессиональной среде». Определенными привилегиями обладают также те, кто прибегают к шпрунтам и прочему дополнительному снаряжению, использование которых подразумевает наличие опыта и профессионализма, которые, в свою очередь, должны делать их применение абсолютно ненужными (еще один парадокс). Это обоюдоострый меч. Регулярное нарушение некоторых правил на соревнованиях способствует нарушению еще большего числа правил, а, следовательно, непониманию принципов коммуникации и конечной жестокости. Например:
401-6 Голова лошади должна сохранять устойчивое положение, как правило, слегка вперед от вертикали, при податливом затылке, являющимся высшей точкой шеи. Не должно возникать никакого сопротивления всаднику.
402-1 (Остановка) Шея должна быть поднятой, затылок наивысшей точкой, голова немного впереди от вертикали.
403-1 (Шаг) Шаг – это марширующий аллюр “в четыре темпа”.
403-2 (Шаг) Если передняя нога и задняя нога с одной и той же стороны двигаются почти в один удар, то шаг имеет тенденцию к переходу в иноходь. Такая неравномерность на шагу, могущая привести к иноходи, является серьезным нарушением аллюра.
414-4 (Пассаж) Серьезными ошибками пассажа являются: неравномерность движения задних ног, качание из стороны в сторону переда лошади или ее бедер, “волочение” задних ног, а также поддергивание передних или задних ног.
415-1 (Пиаффе) Круп слегка опущен, слегка опущены задние конечности, с активными скакательными суставами, хорошо подведены, обеспечивая свободу, легкость и подвижность плечам и всему переду лошади. Каждая диагональная пара ног попеременно поднимается и опускается в ровном ритме со слегка увеличенной фазой подвисания.
415-3 Шея лошади поднята и округлена, линия головы – вертикальна. Лошадь, поддерживая легкий и мягкий контакт с поводом, должна сохранять гибкий затылок.
415-5 Серьезными ошибками являются: даже малейшее движение назад, неравномерность движения задних ног, перекрещивание передних или задних ног, раскачивание из стороны в сторону переда или зада лошади. Нельзя назвать правильным пиаффе, когда движение будет заторопленным, скачкообразным, неравномерным или неровным, а также без фазы подвисания.
Еще кое-что из правил FEI…
417-1. Повиновение – это не слепое подчинение, а послушание. Оно проявляется в постоянном внимании и готовности лошади, в уверенности во всем ее поведении, а также в гармонии, легкости и непринужденности, демонстрируемых ею при выполнении различных упражнений. Степень повиновения выражается также в принятии повода: с легким мягким контактом и гибким затылком, или с сопротивлением или уклонением от руки всадника, когда лошадь идет через повод или “за поводом” соответственно.
417-2. Признаками нервозности лошади, ее напряжения или сопротивления являются: высовывание языка, перекидывание его через железо или его полное впячивание, а также скрежетание зубами и кручение хвостом. Такое поведение должно быть учтено судьями при выставлении как оценки за конкретное упражнение, так и общей оценки “за повиновение”.
418-1 (всадник) Пятки располагаются в самой нижней точке.
419 Цель международных соревнований по выездке FEI учредила Международные соревнования по выездке в 1929 году, преследуя цель защитить искусство верховой езды от возможных искажений и сохранить в чистоте ее принципы и передать их нетронутыми будущим поколениям всадников.
Как же получилось, что мы так далеко ушли от этих идеалов, что столь простые правила FEI пускаются по боку, а награждают тех, кто, собственно, эти правила и нарушает? «Затылок – высшая точка» и «нос перед вертикалью» пали жертвами показного, фальшивого «повиновения» и применения силы.
Одна из наиболее успешных езд Андреаса Хельгестранда на 9-летней кобыле демонстрирует много нарушенных правил. Хотя здесь и нет роллкура, это показывает, как мелкие нарушения ведут к срыву на жестокость.
Обратите внимание на поднятые вверх пятки всадника. Нос лошади находится за вертикалью. Лошадь машет хвостом. Чрезмерное слюноотделение. Лошадь далека от сбора – задние ноги волочатся позади. И это – лошадь-победитель!
Если мы допускаем распущенность в базовых элементах выездки, не удивительно, что очень скоро мы начнем закрывать глаза на присутствие и растущую популярность роллкура. Победа любой ценой, медаль любыми средствами. Почему мы так боимся защитить своих лошадей от жестокости? Лошадь и ее благополучие должны быть приоритетом!
Оригинал: http://www.writingofriding.com/in-the-media/hyperflexion-breaks-the-rules/
No Comments